Удмуртский Шаляпин
биобиблиографический указатель
к 110-летнему юбилею
Григория Ивановича Титова
(1907-1981)
Шаркан, 2016
Григорий Иванович Титов – великий сын Удмуртии, выдающийся певец, удмуртский Шаляпин, как его называли за его бас с красивым благородным тембром. Он навсегда вошел в историю удмуртской музыкальной культуры, как прекрасный исполнитель русских народных и удмуртских песен, и партий на удмуртском языке в операх М. И. Глинки «Иван Сусанин», Г. А. Корепанова «Наталь», в музыкальных спектаклях «Камит Усманов» (муз. Н. М. Греховодова), «Аннок» (муз. И. Я. Галкина). Всего в его репертуаре было более 100 произведений удмуртских и 30 произведений русских и зарубежных композиторов. Путь Г. И. Титова в оперу был долгим и не простым.
Григорий Иванович родился в 1907 году в деревне Титово Сарапульского уезда Вятской губернии. В семье было четыре сына и пять дочерей, Григорий был седьмым ребенком. Семья была дружная, все приучены к труду. В подвале дома была столярная мастерская, где глава семьи Иван Семенович с сыновьями занимался изготовлением мебели, наличников, рам и прочего, украшая свои изделия резьбой.
В семье любили петь, все были голосистые, почти все играли на музыкальных инструментах: гармошке, балалайке, гуслях. Григорий с детства начал петь и играть на гармошке. Он вспоминал, что в его деревне был небольшой кирпичный завод, и хозяин вместо платы просил Григория спеть что-нибудь.
Окончив начальную школу в своей деревне, Григорий продолжил учебу в двухклассном училище в Шаркане.
В 1920-е годы Григорий Иванович учился в Ижевском педагогическом техникуме, выступал со студенческим хором, которым руководила Елизавета Васильевна Молоткова, сыгравшая большую роль в его музыкальном образовании. Окончив училище, Григорий Иванович работал в течение пяти лет сельским учителем в деревне Порозово. В эти годы он создал школьный хор, аккомпанировал во время выступлений хора на гитаре, участвовал в открытии сельского клуба, много пел вместе с детьми. Но ему хотелось учиться, совершенствовать свое мастерство.
В 1931 г. Григорий Иванович приехал в Ижевск. Здесь он устраивается счетоводом в облжилотдел, вырастает до должности главного бухгалтера, но эту работу он рассматривает как временную, его тянет к музыке и пению.
В эти годы в Удмуртии бурно развивается национальная культура. В 1930 г. открывается филармония, через год – Удмуртский драматический театр. После ввода в действие 5 ноября 1932 г. Республиканской радиостанции уже в следующем году создается хор Удмуртского радио в составе 15 человек. В 1934-35 гг. в Ижевске жил и работал известный композитор и хоровой дирижер Дмитрий Степанович Васильев-Буглай (1888-1956), автор популярной песни «Проводы». По его инициативе в структуре Удмуртского драматического театра в столице Удмуртии был открыт оперный театр, закрытый, к сожалению, в 1935 году после отъезда композитора.
Григорий Иванович становится ведущим солистом хора Удмуртского радио, где вновь встречается со своей наставницей Е. В. Молотковой, которая была бессменным дирижером хора в течение девяти лет. Правда в хоре он поет по вечерам, днем приходится работать.
Он активно участвовал в создании и работе Удмуртского ансамбля песни и пляски и оперного ансамбля Дома техники. Работая с оперным ансамблем, Григорий Иванович исполнял партии Гремина в опере «Евгений Онегин», Грязного в опере «Царская невеста» и др.
В 1932 году Григорий Иванович, как сын кулака был арестован и посажен в тюрьму в камеру с уголовниками.
Анкета, заполненная на Г. И. Титова при его аресте.
А год спустя было вынесено постановление о возбуждении нового уголовного дела под названием «Молодые эсеры». По этому делу Г. И. Титов обвинялся в том, что он вступил в эту организацию и обязался, по показаниям некого Сидорова, создать ячейку-филиал в г. Воткинске. К счастью, вины за Германом Ивановичем не нашли.
Желание совершенствовать свое мастерство привело в 1938 году Титова в музыкальное училище при Московской консерватории. Конкурсные экзамены давно закончились, но Титова прослушали, и он был принят в училище. А через полтора года стал студентом консерватории, занимался в классе профессора Н.И. Сперанского, который был другом Ф.И. Шаляпина. Общение с известными певцами, лучшими музыкальными педагогами страны и столичная обстановка сыграли большую роль в жизни и творчестве Титова. В вокальных вечерах, проводимых в консерватории, обычно принимали участие лучшие студенты, и Сперанский, оценив природное дарование и артистизм Григория Ивановича, часто включал его выступления в программу вечеров. Титов блестяще исполнял оперные произведения Глинки, Моцарта и других композиторов, и о нем заговорили как о восходящей звезде.
В предвоенные годы Григорий Иванович выступал также с ансамблем «Италмас», созданном в 1936 году.
Во время Великой Отечественной войны в течение трех лет Григорий Иванович пел в концертах в составе фронтовых бригад, исполняя советские песни, удмуртские народные песни и арии из опер.
Грамота, которой был награжден Г. И. Титов за выступления и работу в Приволжском военном округе в 1942 г. Из личного архива А. В. Новикова.
За свою работу в военном округе Титов получил благодарность, а после войны продолжил учебу в Московской консерватории, стажировался в оперных театрах страны. Титов знал, что вернется в родную Удмуртию, поэтому каждый день учебы в Москве старался использовать с максимальной пользой, а в любой свободный вечер шел в Большой театр, чтобы послушать выдающихся певцов. По окончании учебы в 1947 г. Григорий Иванович возвратился в Ижевск.
Его богатый репертуар включал арии из таких опер как «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», «Дон Жуан», романсы. Пел Григорий Иванович, как на русском, так и на удмуртском языке. Еще в 1948 году он впервые в истории музыкальной культуры исполнил сцену в лесу из оперы «Иван Сусанин» на удмуртском языке.
В 1945 году Григорию Ивановичу было присвоено звание народного артиста УАССР, а в 1951 – заслуженного артиста РСФСР, его пение много раз записывали во Всесоюзном Доме звукозаписи. Записи хранят более ста произведений удмуртских и тридцать произведений русских и зарубежных композиторов в исполнении Титова.
В становлении Г. И. Титова как оперного певца значительную роль сыграл человек, о котором очень мало известно. Это музыкант-самоучка Андрей Кириллович Королев, обладавший красивым тенором. Они познакомились еще в 1930-е годы, когда А. К. Королев был первым солистом Удмуртского радио.
Дело в том, что Королев имел большой опыт не только хорового пения, но и прекрасно исполнял оперные арии. Заметив незаурядный голос Титова, он настоятельно посоветовал ему заняться оперным репертуаром, поскольку оперное пение в наибольшей степени позволяет совершенствовать мастерство певца.
Титов прекрасно исполнял и русские, и удмуртские народные песни. Он пел их в той же манере, что и Ф. И. Шаляпин. Титов умел переключаться с одного настроения к другому, исполняя романс Глинки «Сомнение», Чайковского «Благословляю вас, леса», песню «Старый капрал» и многие другие.
Григорий Иванович был гордым и независимым человеком, и властям эта независимость не нравилась. Особенно отношение к нему ухудшилось после того, как в 1964 г. первым секретарем Обкома КПСС стал В. К. Марисов. Поскольку Титов не был членом партии, его имя, несмотря на его славу как выдающегося певца, стало замалчиваться. Так, в статье министра культуры Удмуртской АССР Е. П. Ильиных «К вершинам культуры» его имя даже не было упомянуто. Не было такого певца!
4 августа 1981 г. Григорий Иванович скончался, и был тихо и незаметно похоронен.
Своей жизнью Титов еще раз подтвердил то, что многие гонимые при жизни деятели культуры – поэты, писатели, художники, артисты, — получают настоящее признание и славу только после смерти или при смене власти. Вспомним Ахматову, Есенина, Высоцкого, Солженицына и многих других.
Список литературы о нём:
- Ими гордится удмуртская земля: вып. 3: Деятели искусства: биобиблиограф. указатель лит. /Республиканская научная библиотека имени В.И.Ленина.- Ижевск: РИО Госкомиздата,1980.- С. 26-28
- Путь к удмуртской опере /сост. А.Н.Голубкова.- Ижевск: Удмуртия, 1969.- С.116-122
- Савельева В. Титовы в Титове / В.Савельева.- (На родине земляка) // Вестник.- 2016.- 27 дек.- С. 3
- Веселых И. Будем помнить великих Вечер посвященный 100 летию Г.И.Титова на его родине в д.Титово, с.Шаркан) // Вестник.- 2007.- 6 февр.
- Голубкова А. Удмуртский Шаляпин: Он разрывался между любовью к опере и долгом перед малой родиной.- (Г.И.Титову — 100 лет) // Удмуртская правда.- 2007.- 17 янв.
- Малых Л. Шарканлэн шорсюлмыз.- (Вечер посвященный 100 летию Г.И.Титова на его родине в д.Титово, с.Шаркан) // Удмурт дунне.- 2007.- 2 фев.- С 14.
- Мынам эше — кырӟан.- (Г.И.Титову — 100 лет) // Удмурт дунне.- 2007.- 16 янв., 23 янв., 24 янв.
- Николаева О. Удмурт Шаляпин.- ( Г.И.Титов.- 1907- 1981) .- // Инвис.- 2007.- 9 февр.
- Соберутся в Титовском клубе.- (Г.И.Титову — 100 лет) // Вестник.- 2007.- 23 янв.
- Гляттер С. Удмурт Шаляпин.- (Г.И.Титов.- 1907- 1981) Искусство удысысь дано нимъёс.- // Молот.- 1983.- 11 ноябрь.- С.52-53.
- Юшкова В.И. Удмуртская музыка в «золотом фонде» страны //Судьба республики — судьба народа / ред. М.С.Тронин.- Ижевск: Удмуртия, 1980.- С. 246-249
Составители: Петрова И.П. библиотекарь РБ, Боталова Н.А. библиограф РБ