Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система Шарканского района»

График работы

Зимний график:
понедельник – пятница 8:00 – 18:00
суббота 9:00 – 16:00
воскресенье – выходной

Родыгины в истории села Шаркан

03.02.2025

 «В 1849 году в село Шаркан приехала семья Родыгиных. В бланках переписи населения по населённым пунктам волости, проведённой в 1895 году записано: Родыгин Михайло Иванович – хозяин завода. Сословие – из бывших государственных крестьян. Родился в Вятке, 59 лет.

      Его жена – Любовь Дмитриевна, 51 год. Сын Алексей – 29 лет, сын Семён – 8 лет. Невестка Родыгиных Надежда Ивановна, внуки: Михайло – 9 лет, Иван – 3 года. Имели четырёх служанок, дворника, кучера, прачку, хлебницу (по-видимому пекаря), плотников, столяров и рабочих чугуно-литейного завода. (Госархив УАССР, ф.236, оп.1). В архивных документах – чугуно-литейный завод поначалу именовался «Торгово-промышленное товарищество под фирмою «Братья А. и П. Родыгины». Но позднее имя Пантелеймона уже не встречается, очевидно, впоследствии подлинным хозяином завода стал Алексей Михайлович.

       Место для строительства завода они выбрали в конце улицы Балаш (ныне ул. Ленина), за логом, на возвышенном месте. На территории современного акционерного общества «Шаркан-трикотаж» рядом с обширным каменным корпусом стоит большое приземистое одноэтажное деревянное здание. Стоит этот дом уже почти полтора века, как бы не замечая ни времени, ни смены поколений. Это и есть тот дом, в котором жила дружная семья Родыгиных.

      Чугуно-литейный завод Родыгиных производил транспортный инвентарь, сельскохозяйственные орудия и мелкое чугунное литьё. Ежегодно здесь работало около 100 рабочих. Производительность труда составила в среднем 50 000 рублей в год. Продукция шла местным потребителям, продавалась на ярмарках Казани и Нижнего Новгорода.

     Завод полностью работал на привозном сырье, которое доставлялось из Воткинска и Ижевска на гужевом транспорте. Мастерские находились в низких деревянных помещениях.

     По воспоминаниям старожилов, хозяин завода Алексей Михайлович обладал спокойным нравом и умением убеждать. И большинство людей были к нему благосклонны, потому что видели: вся его деятельность, все действия и поступки говорили о том, что он не живёт с единственной целью нажить капитал. Он активно участвовал в общественной жизни селян, одним из первых вступил в общество трезвости, создал в селе пожарную дружину, не жалел личных средств на церковные нужды. А в документах, идущих из некоторых вышестоящих органов, его называют не иначе, как «крестьянин Родыгин». [1]

 

 

 

    «Одной из замечательных страниц в деятельности Родыгиных в нашем селе является строительство пожарной башни по улице Чагчум (ныне улица Крестьянская). На свои денежные средства они содержали двух пожарников». [2]

      Вершиной его деятельности в селе Шаркан является строительство церкви на личные средства и открытие женской общины. Из документов Сарапульского духовного правления (Госархив УАССР, ф.245, оп.1 № 4361). Читаем прошение, собственноручно написанное А.М.Родыгиным: «Преосвященнейшему Мефодию, Епископу Сарапульскому. Имею честь просить Ваше Преосвященство разрешить освящение церкви, построенную мною в селе Шаркан при заводе земледельческих машин, орудий и сельскохозяйственной фермы. Указы на разрешение постройки церкви, объявлены вятской Духовной Консисторией 8 февраля 1908 г. В настоящее время храм готов. Прилагаю копию акта архитектора Чарушина от 22 июня 1910 года, свидетельствующего, что постройка произведена согласно утверждённому проекту, прочно, правильно, из материалов хорошего качества. Иконостасы поставлены. Колокола подняты. Печи хорошо отапливаются.  Предметы для освящения Преосвященнейшим Филаретом, Епископом Вятским и Слободским.

      Это — документ уже о завершении строительства. А история его такова.

      В 1908 году в прошении о строительстве церкви А.М.Родыгин писал, что строить собирается полностью на свои личные средства. Все материалы уже готовы. В дальнейшем церковь будет существовать тоже за счёт средств завода (ремонт, отопление, караул и т.д.). Совершение богослужения в церкви по воскресным и праздничным дням изъявили согласие священнослужители Петропавловской церкви с. Шаркан.

       Строительство церкви при заводе было вызвано, как объяснил Алексей Михайлович, необходимостью:

  1. Удержания рабочих от пьянства и разгула во время праздничного отдыха, 2) религиозно-нравственного воздействия на среду заводского населения, нередко забывающего Бога и предающегося пьянству и разгулу. (К сожалению, далее листок из архивного документа кем-то вырван).

       Строительство было разрешено под наблюдением архитектора Чарушина. Строительство церкви, несомненно, потребовало немало средств. Любовь Дмитриевна, мать Алексея Михайловича, обратилась к Филарету, Епископу Вятскому и Слободскому, с просьбой о назначении пособия на постройку храма при Шарканском женском общежитии. Но Святейший Синод её прошение не удовлетворяет, ссылаясь на то, что Алексей Михайлович обязался строить церковь на вои средства.

       Кроме чугуно-литейного завода, Родыгины имели небольшую сельскохозяйственную ферму, где работали исключительно женщины, в основном жёны и дочери рабочих завода. Позднее появились на ферме и женщины из других волостей – оставались на постоянное жительство приехавшие издалека безродные богомолки. Родыгины позволили им перевозить сюда избы-лачуги и ставить на своих земельных участках, рядом со своей усадьбой. А.М.Родыгин охотно помогал им. Появились и добротные строения. Насельницы общежития стали жить уже не в своих лачугах (их снесли), а в просторных деревянных домах.

       Откуда такой наплыв? Почему к Родыгиным отовсюду стали приезжать верующие? А всё дело заключалось в иконе Божьей Матери, именуемой «Скоропослушницей». Её прислали со святой горы Афон (Кавказ)в дар за пожертвования, которые поступали туда через Родыгина от шарканских прихожан. Икона в доме Родыгиных находилась несколько лет. С 1907 года сюда стали стекаться богомольцы, так как в народе разнеслась молва о чудотворениях иконы Божьей Матери. Со слов Любови Дмитриевны Родыгиной «икона скоро стала проявлять чудесные исцеления», понятно, что они действительно верили в это. Членам притча Петропавловской церкви с. Шаркан всё это не нравилось, и они написали рапорт в Духовное правление. Указом Епископа Вятского и Слободского в феврале 1903 года «в предупреждение соблазна происходящего от сборов пожертвований частными лицами», икона, находившаяся в то время в женском общежитии, была перенесена в храм села Шаркан.

      Тем временем, хотя официального решения об открытии женской общины ещё не было, приток богомолок усилился, у Родыгиных собралось уже около 30 женщин и девушек. Поначалу их принимали со взносами и пожертвованиями. Некоторые жертвовали домами и постройками стоимостью от 150 до 500 рублей, а некоторые – хлебом, скотом, церковной утварью и облачениями. Благодаря всему этому построено 4 больших корпуса и надворные постройки. Алексей Михайлович возбудил ходатайство об открытии общины. Но в первую очередь нужно было вернуть икону. На первое прошение Любови Дмитриевны пришёл ответ, что перенесение иконы нужно отложить до того, когда придёт документ о разрешении на открытие самостоятельной женской общины, когда будет назначена ответственная начальница, а сама община будет иметь монастырский уклад жизни, будет подчинена контролю духовного ведомства.

       Долго ещё решались вопросы о земельных наделах для общины. Только 30 января 1918 года был окончательно решён вопрос об открытии монастыря и перенесении сюда иконы Божьей Матери. Настоятельницей монастыря ещё в 1917 году была назначена мать Софья (Родыгина) возведением её в сан игуменьи. До неё начальницей общины прислали из другого монастыря мать Анатолию. Но наследники Родыгина обратились с прошением к Епископу Вятскому и Слободскому о назначении начальницей их бабушки Любови Дмитриевны, ибо она с самого начала приложила немало сил и средств в организацию общины. «При чём,- писали они,- при церкви имеется склеп, где покоятся отец наш и брат». Их просьбу не оставили без внимания. Но поскольку Любовь Дмитриевна имела уже преклонный возраст, игуменьей назначили мать Софью.

       В Государственном архиве Удмуртской Республики имеется список насельниц Михайло-Архангельской церкви на сельскохозяйственной ферме Родыгина, составленный 10 октября 1916 г. Всего в списке 83 человека. Есть тут русские, и бесермянки, и удмуртки. Возраст тоже разный – от 14 до 75 лет. Собрались здесь женщины из разных волостей.

      Женщины в основном занимались землепашеством. Пахали, обрабатывали, сеяли, убирали исключительно своими силами – без мужских рук. Кроме того, занимались животноводством, бахчеводством.

       Зимой вечерами, в свободное от богослужения время, занимались рукоделием. Здесь работала школа рукоделия, где обучали ткачеству, вышиванию, вязанию и другим видам работ. Терпеливый труд девушек и женщин приносил радость, а некоторым – известность: прославленная ковровщица Анна Алексеевна Феофанова, выткавшая ковёр с портретом В.И.Ленина, училась в Шарканском монастыре.

      После революции 1917 года семья Родыгиных уехала. Попечителем завода был оставлен И.В.Бехтерев, его приказчиком – Корляков. В 1918 году, когда все зажиточные крестьяне, торговцы, церковнослужители были обложены денежной контрибуцией Корляков, освободившись из-под ареста, помог Никонов  Федор, забрал все деньги – 80 тысяч рублей и скрылся вместе с женой Бехтерева. Это ускорило конфискацию чугуно-литейного завода и передачу его под контроль рабочего комитета. [1]

      В наши дни почти ничего не напоминает о Родыгиных. На месте чугунолитейного завода – трикотажная фабрика. Вместо дома, где жила семья Родыгиных – Петропавловская церковь, а на территории бывшего женского монастыря – вспомогательная школа-интернат. Но потомки Родыгиных до сих пор помнят о своих корнях. Весной 2004 года в наше село приезжал профессор Калифорнийского университета, преподаватель истории Ольга Йокояма. Она является представителем боковой ветви Родыгиных, в частности, супруги Михаила Ивановича – Любови Дмитриевны. Ольга Йокояма пишет диссертацию на тему «Русское крестьянство конца 18-начала 19 вв.». Значительное место в работе уделено семье Родыгиных. [2]

Литература:

  1. Весёлых И.Е. Шаркан. Страницы истории /И.Е.Весёлых.- Шаркан, 1998.- С. 21-25
  2. Григорьева Т. От чугунолитейного до ЗАО «Шаркан-трикотаж» // История Шарканского района в ученических исследованиях: Сборник работ юных исследователей-краеведов МОУ Шарканская СОШ / сост. Т.А.Ложкина.- Ижевск, 2010.- С. 190-195
  3. События. Время Шарканское /Администрация Шаркан. р-на УР.- Шаркан, 2016.- С.13-14