Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система Шарканского района»

График работы

Зимний график:
понедельник – пятница 8:00 – 18:00
суббота 9:00 – 16:00
воскресенье – выходной

Шарканская святыня — икона Божией Матери «Скоропослушница»

03.02.2025

  В селе Шаркан  находится  одна из самых таинственных православных святынь Удмуртии – икона Божьей матери «Скоропослушница». В XIX веке жил в селе Шаркан известный на всю округу владелец чугунно-литейного завода, купец Михаил Иванович Родыгин —  человек благочестивый, глубоко верующий, соблюдающий традиции православной жизни, воспитывающий своих детей в строгости и вере в Бога. Немалые средства Михаил Иванович жертвовал на строительство храмов и монастырей, а также помогал в деле строительства и благоустройства храмов на Святой горе Афон. И монашествующие в знак благодарности и благословения прислали ему сей чудный образ Божией Матери «Скоропослушница». Попала эта икона в Шаркан более 120 лет назад из самой Афонской обители Святого Саввы, куда русские паломники приходили еще на рассвете христианства. То был великий дар семье Родыгиных за богатые пожертвования в Афонскую обитель. На оборотной стороне иконы надпись гласила: «В дар и благословение Михаилу Ивановичу Родыгину от Святого Афона: освящена в кельи Св.Саввы. Освящена в Копках. 1883 г. 6 марта».  С тех пор эта икона являлась домашней семейной святыней.

       О ее чудотворных свойствах в конце XIX века ходили легенды, толпы странников и паломников шли в Шаркан из разных уголков Вятской губернии для того, чтобы прикоснуться к святыне. Глава семейства Михаил Иванович был крепким хозяином, любил землю и чтил христианские

заповеди. Чугунолитейный завод, основанный им в 1849 г., приносил хороший доход. Средства на благие дела М.И.Родыгин не жалел. 20 лет икона оставалась семейной реликвией и гордостью Родыгиных. Видя всеобщую любовь к этому образу, М. И.Родыгин построил для «Скоропослушницы» особое двухэтажное здание. Паломники в соседних деревнях стали продавать свои хозяйства и селиться в Шаркане рядом с родыгинской семьей только для того, чтобы быть ближе к чудодейственной иконе.

         В основном, это были женщины, получали приют в семье Родыгиных. Хозяева разрешали, безродным и обездоленным строить избы на своей земле. Никто и не заметил, как вокруг иконы выросла целая община со своим хозяйством: четыре десятины земли, двенадцать коров, семь лошадей, добротные постройки и целый ряд мастерских. Насельницы, так поначалу называли женщин, живущих на ферме Родыгиных, отличались особым трудолюбием, живя по православным законам, община обеспечивала себя в полной мере. Молебны проходили в «общественном доме» у иконы Божьей Матери «Скоропослушницы». Постепенно община переросла в женский монастырь. Слух, о чудотворности родыгинской иконы, распространялся все дальше, поток богомольцев увеличивался, причем в обход существовавшей в Шаркане Петропавловской церкви, построенной по указу Вятской духовной консистории в 1875 г. Именно туда решил перенести «Скоропослушницу» Святейший Синод в 1903 г. Расставаться с родной святыней семейству Родыгиных также, как и богомольным насельницам, было очень тяжело. Но не таковы шарканские заводчики, чтобы легко сдаться. Сын Михаила Ивановича – Алексей в 1908 г. добивается разрешения Вятской духовной консистории на строительство деревянной домовой церкви в честь Св. Михаила Архангела. Возводилась она два года и обошлась семейству в 20 тыс. рублей. 13 июля 1911 г. церковь освятил епископ Вятский и Слободской Филарет. Теперь на земле иноческого женского общежития появилась настоящая церковь. В этом же году Любовь Дмитриевна Родыгина (вдова М.И.Родыгина) направляет прошение во все учреждения духовного ведомства о преобразовании иноческой общины в «Шарканскую вотяцкую миссионерскую трудовую женскую Михайло-Архангельскую общину». Только в этом случае можно было вернуть икону Божьей Матери «Скоропослушницу» в общину. «Цель моей жизни – видеть общину самостоятельным женским монастырем», — писала в своих прошениях Л.Д.Родыгина в различные духовные инстанции. За это время умер сын просительницы – Алексей Михайлович Родыгин, завещав немалую сумму на будущий монастырь.  Просьбы Л. Д.Родыгиной (вдовы умершего в 1912 году А. М. Родыгина) об официальном преобразовании «общежития» в «общину» не удовлетворялись духовными властями, т. к. «среди насельниц нет ни одной, более — менее долгое время пожившей в монастыре, не говоря уже о рясофорной монахине».

       Второй сын Михаила Родигина – Пантелеймон в 1912 г. жертвует в пользу женской общины почти двадцать десятин земли. Вызвался помогать общине и его двоюродный брат Василий Лаврович Жернаков – тюменский купец, торговец пароходами. Он жертвует общине 50 тыс. рублей. А с 1916 г. берет на себя выплату жалованья священнику шарканской обители по 50 руб. ежемесячно. В уставе общины, разработанном в августе 1912 г. и хранящемся в Центральном госархиве Удмуртской Республики, говорится: «Община содержится трудами своими – обработкой земли, которой имеется 60 десятин, заработком своих мастерских, доходами от садоводства, скотоводства, пчеловодства. Число сестер будет определяться по мере дозволения средств содержания. В настоящее время проживает в общине 62 сестры: 40 русских и 22 вотячки, но, как имеющая быть чисто вотяцкой общиной, преобладающей половиной должны быть инородки, молельня была открыта для всех страждущих». Несколько случаев исцеления от тяжких недугов вызвали по округе настоящий православный бум. Каждый хотел увидеть святыню, приблизиться к ней.

        Наконец, 27 ноября 1915 года 70-летняя Л. Д.Родыгина была пострижена в монахини под именем София. Из письма внуков Л. Д.Родыгиной (матери Софии): «Мирная жизнь сестер совершенно неожиданно была нарушена командированной Владыкой Амвросием в общежитие монахини Анатолии из Сарапульского монастыря, которая не знакома ни с языком вотяков, ни с бытом их и не обладает опытом ведения обширного хозяйства, при чем малограмотна, стара и не способна к распоряжению; любит она поклоны, то ей подай, другое… Вообще не подходит к цели предполагаемой общины».

       В сентябре 1917 г. общину посетил епископ Сарапульский и Елабужский Алексий. Вот что он сообщает в Святейший Правительствующий Синод: «Хозяйство поставлено у них образцово. Средств имеется достаточно, около 20 тыс. рублей. Приток доходов большой от наплыва богомольцев, в основном вотяков. Имеются мельница, кирпичный завод, кузница, столярная, чеботарная, слесарная, ткацкая, чулочная, малярная мастерские, веревочный завод. Причем, работы исполняют сами насельницы общежития – сами пашут, работают в кузнице, выделывают кирпич». Алексий просит Синод передать икону Божьей Матери «Скоропослушницы» женской общине. Но только спустя год Синод удовлетворяет его просьбу.

    В марте 1918 г. икона вернулась к своим первым владельцам в храм Михаила Архангела из Петропавловской церкви села Шаркан.

      19 мая 1918 года правящий архиерей назначил мать Софию настоятельницей только что утвержденного, столь дорогого ей монастыря. Новый монастырь смог просуществовать всего несколько лет. Во время революции монастырь и оба храма были разрушены, в 1920 году его помещения были реквизированы под школу-интернат, а монастырь был разогнан. Весной 1922 года из Петропавловского и Михайловского храмов были изъяты священные сосуды и драгоценные оклады – в том числе и с чудотворной иконы Богоматери «Скоропослушница», которые оценивались в 1913 году в 4 000 рублей. Из кирпичей  храма апостолов Петра и Павла был построен клуб. Священники без суда были отправлены в концлагеря: 19 января 1932 года М. К. Кожевников – на три года; 23 августа 1938 года К. Я.Кузнецов, «главарь контрреволюционной группы» — на восемь лет. Он там и погибнет.

        Икона «Скоропослушница» была   утеряна, на долгих 80 лет.  Она была перенесена тайно в г.Воткинск одной из послушниц монахиней Дорофеей. Она перед смертью  передала икону самому старому священнику воткинского Преображенского храма отцу Иоанну Бортникову. Он оберегал ее сначала в своем доме, а затем

повесил «Скоропослушницу» в храме, но она по-прежнему оставалась неузнанной. В 1991 году шарканские верующие организовали общину, которая располагается как раз в бывшем доме заводчика Родыгина. Убедившись в жизнеспособности шарканской православной общины, воткинский священник наконец-то снял со «Скоропослушницы» покров тайны и в 1999 году она, после недельного пребывания в Александро-Невском соборе г. Ижевска, вернулась в тот же дом, куда пришла с Афона.

        Каждую неделю  «Скоропослушнице» служится акафист, на распев. С возвращением иконы стала налаживаться православная жизнь в селе. Стали появляться благотворители, помогающие восстановлению и украшению храма.

 

           В 2008 году  по инициативе настоятеля шарканского храма святых  апостолов Петра и Павла иерея Алексея Зырянова и по благословению митрополита Ижевского и Удмуртского, прошел первый крестный ход  с иконой Божией Матери «Скропослушница». Он прошел с 25-26 августа,  накануне праздника Успения пресвятой Богородицы, протяженность маршрута 60 км. Маршрут проходил через деревни Кипун, Курекгурт, Ягино, Кыкву, Пислегово, Шонер,Титово, святой источник. В последующие годы в маршрут прохождения крестного хода  добавились село Сюрсовай и деревня Малый Билиб. «Цель крестного хода,-  по словам  настоятеля храма, — особым образом почтить главную святыню Шаркана – икону Божией Матери, именуемую «Скоропослушница», в надежде на молитвенный покров над всеми нами, освятить и людей, всё, что потребно им для жизни».

 

    Число участников хода, в общей сложности, составило 30 человек. Самому старшему из них алтарнику Тимофею Трефилову было 84 года, младшему Петру -10месяцев.

Мой первый в жизни Крестный ход

Душа ликует и поёт !                                                                                 

Святей  Ангеле лети                                                                                

Благую людям весть неси,                                                                                 

 Идет с иконой Крестный ход,                                                           

 Встречает пусть её народ.                                                                                   

 Ты к чудотворной подойди,                                                                                     

И с верой в сердце погляди,                                                                                 

 Святая Матерь всё поймёт                                                                                   

Всем заступление подаёт.                                                                                          

Кто сердцем чист и чист душой,                                                               

Ждёт впереди того покой.                                                                                           

 И благодать и Рай Небесный,                                                                         

 А что других ждёт – неизвестно.

                                              Л.Д.Олина

  С того времени каждый год проходит крестный ход с  иконой Божьей Матери «Скоропослушница». Какая  бы не была  погода с 24  по 26   августа неизменно, мы ходим крестным ходом. И кто, хотя бы    один раз прошедший этот путь с чуточкой веры и благоговения, на следующий год идёт опять. Зачем, может объяснить не каждый, это как на подсознательном уровне, тяга к Божественной благодати. Желание ещё и ещё прикоснутся к чуду. Каждый последующий год число кресноходцев увеличивается, идут семьями  и по одному, с друзьями и просто присоединяются по пути следования крестного хода.

       Каждый год, на протяжении семи лет семья  Геннадия Аверкева из д. Ягино встречают «Скоропослушницу» с хлебом и солью. Потчуют кресноходцев  горячим супом, чаем  и всем чем Бог послал.

       Во время крестного хода случаются чудеса как, тайные так и явные. Двойная радуга над Кыквой, крест на небе во время прохождения кресноходцев. В данный момент неосознанное исцеление физическое и духовное.

 

    С каждым годом всё больше и больше народу встречают  крестный ход с иконой Божьей Матери «Скропослушница». По сложившейся традиции в д. Порозово проходят спортивные соревнования для детей, в которых участвуют и взрослые, желающие показать свою силу и ловкость. Об усталости никто не вспоминает.  Отслужив молебен и панихиду на святом источнике, кресноходцы возвращаются в храм.

     Счастливые и немного  уставшие  кресноходцы возвращаются домой, с надеждой, чтобы в следующем году пройти этот путь ещё раз. Всегда их встречает стол, заботливо накрытый прихожанами, которые  по каким-либо причинам не сумели идти в крестный ход.

     Почти у всех, после возращения  в храм, возникает чувство грусти расставания с «Скоропослушницей». Желание пройти еще не один километр с иконой, так же и радостные чувства, Божия благодать переполняет кресноходцев. Каждый год 22 ноября в день празднования иконы «Скоропослушницы» совершается Божественная Литургия с участием приглашенных на праздник священнослужителей. Приезжают множество паломников из Ижевска, Якшур-Бодьи, Воткинска, монастыря Нории, Шарканского района и многих других районов. Приезжают с верой и получают просимое, велико заступничество Божией Матери. Паломники приехавшие один раз, приезжают ещё и ещё.

 

Есть при храме Петра и Павла

Чудодейственная икона 

Богородицы Принославной,

Привезённой  с горы Афона.

Над киотом горит ряд лампад,

 Освящая лик Её чудный,                      

 И для всех Её ласковый взгляд,

 И всегда здесь бывает людно.

Со времён своего явленья,    

На Шарканской земле сей иконы,

Благодать и Божье примышленье

Несёт с верой бьющим поклоны.

С искренней молитвой ко Святыне

 На коленях со слезами обратись,

 И начнется у тебя отныне         

  Светлая и праведная жизнь.

Многим эту радость подарила    

Спасительница  наша Всеблагая.

Великая Божественная сила       

  От иконы этой  истекает.

 

                                            Олина Л.Д.

Список использованной литературы:

1. Весёлых И.Е. Шаркан. Страницы истории /И.Е.Весёлых.- Шаркан, 1998.- С. 21-25

2. Никитин А. Святыня Шарканского прихода:

исследовательская работа учащегося 10 «г» кл.  Шарканской школы //Вестник.- 2004.- 7 сент.

3. материалы Протоиерея Алексия Спасского настоятель Свято-Никольского храма села Якшур-Бодья, бывшего настоятеля Петро-Павловского храма с.Шаркан,

4. Широбоков А.Н. Фотографии, воспоминания

5. Олина Л.Д. Стихи

6. Созонова Татьяна, Сабитнова Эльвира исследовательская работа учениц 10а класса школы №49 г.Ижевска (Интернет)

 

Материал подготовила М.Г.Меньшикова