Улонэ сюрес
Геннадий Красильников
(1928-1975)
Классик удмуртской литературы, прозаик, публицист, журналист, лауреат Государственной премии УАССР, один из руководителей Союза писателей Удмуртии Геннадий Дмитриевич Красильников занимает видное место не только в удмуртской, но и в многонациональной российской литературе. Созданные им романы, рассказы, пьесы, очерки, повести, статьи дают основание говорить об особом, красильниковском пути в развитии удмуртской прозы начала 1950-середины 70-х годов.
Он родился 7 июля 1928 г. в с. Алнаши Удмуртской АССР в семье крестьянина. После окончания средней школы работал в редакциях районной газеты «Алнашский колхозник», республиканского радио, газеты «Советской Удмуртия». С 1952 по 1957 гг. учился в Литературном институте им. А.М. Горького в Москве, затем жил и работал в родных Алнашах. В 1963 г. Г. Красильников был избран председателем правления Союза писателей Удмуртии; избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и Верховного Совета УАССР, был председателем Верховного Совета Удмуртии, секретарем правления СП РСФСР. За активную общественную и творческую работу Г.Д. Красильников награжден орденом «Знак Почета», ему присуждена в 1972 г. Государственная премия УАССР. Член Союза писателей СССР с 1957 г. Был делегатом писательских съездов СССР, РСФСР с 1958 по 1971 гг.
Г. Красильников – двуязычный писатель. Большинство своих произведений он переводил на русский язык сам. Рассказы, повести, романы, публицистические статьи Г. Красильникова печатались в лучших издательствах страны, а также в журналах « Дружба народов», «Урал», «Смена», « Советский воин», «Огонек» и др.
В первых рассказах, в повестях «Вуж юрт» («Старый дом»), «Тонэн кылисько» («Остаюсь с тобой») внимание писателя сосредоточено на судьбах молодых людей, становлении их характера, социальных проблемах, взаимопонимании отцов и детей.
Новым шагом в удмуртской литературе стал его остроконфликтный роман «Толсяська» («Пустоцвет», позже озаглавлен «Олексан Кабышев»), продолжение « Старого дома», в которпом автор раскрывает отживающее, уходящее под воздействием новых условий жизни.
Последнее крупное произведение – новаторский роман «Арлэн кутсконэз» («Начало года») положил начало в удмуртской прозе жанру интеллектуального романа, выявил новые грани таланта писателя. Г. Красильников впервые в удмуртской прозе сформулировал мысль о жизни как линии поведения человека.
В 1971 г. вышел сборник рассказов «Кошкисез мед кошкоз» («Уходящий пусть уходит»). Рассказ, давший название сборнику, еще раз выявил авторскую позицию Г. Красильникова, твердо убежденного: поле отцов должны наследовать дети.
Творчество Г. Красильникова, создавшего свою изобразительную систему, свой стилевой поток в национальной литературе как художественной летописи жизни родного народа в середине ХХ века, современно и сегодня.
Человек и отчий дом, человек и земля, человек и труд, Родина – главные проблемы творчества этого талантливого писателя, общественного деятеля, ставшего классиком удмуртской литературы.
Могучий дуб удмуртской литературы
О творчестве Геннадия Красильникова *
Когда о творчестве и жизни размышляя,
Ищу порой мучительно ответы
На то, что вижу, и сопоставляю
Жизнь с идеалами, тогда в минуты эти
Беру труды Красильникова в руки
И вновь их, словно в первый раз, читаю, –
Его героев радости и муки,
Как собственные, вновь переживаю.
И Кабышев, и жизнью умудрённый
Захаров-председатель, и Фаина
В чреде героев целеустремлённых
Мне предстают в его твореньях дивных.
И сватовство Семёна-комбайнёра,
И ожиданье матери приезда
Студентки-дочери, и слёзы, и раздоры,
И боль души, что прочь ушла невеста… –
Всё восхищает правдой жизни снова,
Так поэтически им переданной в прозе.
От потрясенья силой его слова
В душе гремят восторженные грозы!
Как шквальный ветер, налетают чувства,
Как дождь в окно, стучат слова весомо,
И молния его высокого искусства
Разит земное зло под грохот грома.
Как всё правдиво! Словно ненароком
Он подглядел, как кружит третий лишний,
От бус зелёных веет силой рока,
Надеждой, что простит грехи Всевышний.
…Гроза прошла – закрыта его книга.
Гляжу в окно: спешат куда-то люди.
Приходит мысль спокойная, без крика:
Смысл нашей жизни – в счастье наших буден.
А счастье – это вечно быть в дороге,
С начала года и до дней последних
Спешить всю жизнь, как учат его строки,
Творить добро и побеждать все беды.