Времена литературы — времена жизни
В отделе обслуживания районной библиотеки оформлена книжная выставка «Времена литературы – времена жизни», посвященная 75-летию А.Г. Шкляева.
Шкляев Александр Григорьевич – родился 4 февраля 1944 г. в д. Якшур, Якшур-Бодьинского района. Александр Григорьевич — историк литературы и критики, публицист и лектор Удмуртского госуниверситета. Закончив факультет журналистики и аспирантуру МГУ в 1960-е гг., в последующем он основал журналистское образование в стенах УдГУ. Практически весь корпус современной удмуртской журналистики прошел «школу Шкляева». Студенты всех поколений ценят и уважают его за демократизм и справедливость, широкую эрудицию и интеллигентность, неравнодушие и умение вести диалог. Александр Григорьевич остался верным принципам московской филологической школы: писать просто о сложном, говорить страстно о злободневном. Он сумел воплотить свое научное и художественное творчество на стыке литературы и журналистики, в пространстве двух языков — удмуртского и русского. Будучи историком удмуртской литературы и журналистики, «копает» самый сложный пласт словесной почвы — 1920-30-е гг. И благодаря его многолетней кропотливой работе «белых пятен» на литературной карте Удмуртии становится все меньше, к нам возвращаются имена незаслуженно забытых или убиенных первых удмуртских литераторов.
Мало кому известно, что Александр Григорьевич начинал свой творческий путь как поэт, прозаик, автор эпиграмм, шаржей и пародий, рассказов и стихов для детей. Он автор исследований «Времена литературы – времена жизни» (1982), «Араны егит муртъёс лыктозы» («А жать подоспеют другие…», 1986), «Чашъем нимъёс» («Поверженные имена», 1995), «Вапумысь вапуме» («Из года в год», 2000) и более сотни публикаций в республиканской, центральной и зарубежной печати. Составитель ряда литературно-художественных сборников и альманахов и автор предисловий к ним, школьного учебника-хрестоматии по удмуртской литературе. Со всеми этими изданиями можно ознакомиться на выставке.
Александр Шкляевлы
Ас литературамес кырӟасьёсыз
Сокем уно ӧвӧл.
Нош Тӥ – крезьмы но пукыӵ ньӧл,
Нош Тӥ – дӥсьтӥсьтэмъёс пӧлысь ӧвӧл.
Кыл чеберез данъяськоды вӧл-вӧл
Аудиториын, клубын, кабинетын,
Дворецъесын, газетъёсын но Инетын.
Владимир Котков