Календарь памятных дат по краеведению 2021 год — февраль
Февраль
28 – 95 лет со дня выхода (1926) первого номера общественно-политического литературно-художественного журнала «Кенеш».
«Кенеш» («Совет») – общественно-политический и литературно-художественный журнал Союза писателей Удмуртской Республики. Основатели: Т.К. Борисов и К. Герд. В 1931 году назывался «Пролетар кылбурет удысын» («На фронте пролетарской литературы»), в 1934 – «Кылбурет удысын», в 1935-41 – «Молот» на удмуртском и русском языках. Издание прекратилось в годы Великой Отечественной войны, возобновилось в октябре 1954 года. С января 1990 года издаётся как «Кенеш».
В 1930-е гг в журнале были опубликованы произведения классиков удмуртской литературы: Кедра Митрея, Кузебая Герда, Ашальчи Оки, Г. Медведева, М. Коновалова. Публиковались переводы на удмуртский язык древних эпосов народов СССР, финно-угорские («Слово о полку Игореве», «Калевала», «Давид Сасунский»).
Основные рубрики: «Проза», «Поэзия», «Новое имя», «Мир детей», «Критика и библиография», «События и проблемы», краеведческие и этнографические материалы в рубриках «Из истории края», «Венок удмуртского национального», «Звени, удмуртская песня!», «В мире искусств».
Публикуются материалы о проблемах развития профессионального искусства, вопросах межнационального сотрудничества; печатает ранее не публиковавшиеся произведения удмуртской литературы, современные литературные произведения, современные произведения для детей и юношества.
Проводит конкурсы на лучшее художественное произведение.
С 1994 редактор отдела прозы – заслуженный работник культуры РФ Г.К. Перевощиков; отдела поэзии и критики – заслуженный работник культуры УР Л. Кутянова-Айтуганова; отдела публицистики – заслуженный работник культуры УР О Четкарев.
Главными редакторами журнала были писатели: М.П. Петров (1954-55), Т.А. Архипов (1956-63, 1974-76), С.А. Самсонов (1963-65, 1967-71, 1983-84), Н.В. Васильев (1971-72), Ф.И. Васильев (1972-74), А.Г. Шкляев (1978-82), А.Н. Комаров (и.о. 1982-83), А.Н. Уваров (1984-90), В.Н. Ившин (1990-94), П.В. Куликов (с окт. 1994).
Литература:
- «Кенеш» // // Удмуртская Республика. Культура и искусство: энциклопедия / гл. ред. А.Е. Загребин; сост. Е.П. Никонова, А.П. Сидорова.- Ижевск, 2012.- С. 227
- Кенеш.- 2011.- № 2 Журналмылы – 85
- Ужлыд. «Кенешлы – 70» // Кенеш.- 1995.- № 11-12.- С. 54-56
- Кенешлы – 70 // Кенеш.- 1996.- № 1
В библиотеке оформлена выставка «Кто ценит удмуртский — выбирает «Кенеш«.
7 – 90 лет со дня открытия (1931) Национального театра Удмуртской Республики
Первый профессиональный театр удмуртов. Открыт в Ижевске 7 февраля 1931г. спектаклем «Вало öр куашетэ» — «Вала-река шумит», поставленный по пьесе И.Г. Гаврилова. В постановлении президиума облисполкома от 23 января 1931 года было записано:
- Считать необходимым организовать постоянную удмуртскую театральную труппу.
- Поручить обоно в декадный срок представить в президиум облисполкома практические соображения, связанные с организацией театральной труппы.
Состав труппы по штатному расписанию не должен был превышать 20 человек. Это обстоятельство вызвало необходимость увольнения ряда актёров, что, в свою очередь, повлекло за собой обиды.
Первый состав Удмуртского драматического театра: Е. Перминов – директор, И. Гаврилов – художественный руководитель, актёры: М. Александрова, Г. Ардашев, В. Волков, К. Гаврилова, Л. Данилова, Т. Камашев, Е. Никитина, Г. Овечкин, К. Пашаева, З. Трубачева, З. Поздеева, Д. Васильев (скрипач).
В своём распоряжении театр имел радиоприёмник, фотоаппарат, киноустановку. Естественно, ничего подобного сельскому труженику ещё не доводилось видеть, и умелое использование этих средств помогало в проведении культурно-массовой работы.
Первые гастроли по республике прошли успешно. Во время весеннего сева 1931 года был поставлен 91 спектакль и дано 85 концертов, проведено 112 собраний с колхозниками, 32 доклада, 32 митинга, организовано 45 ударных бригад.
Литература об истории Государственного Национального театра Удмуртской Республики.
Евсеева А.Я. Удмуртский драматический театр // Удмуртская Республика. Культура и искусство: энциклопедия / гл. ред. А.Е. Загребин, сост. Е.П. Никонова, А.П. Сидорова.- Ижевск, 2012.- С. 457-458
Ложкин В.В. Удмуртский театр: исторический очерк / В.В. Ложкин.- Ижевск: Удмуртия, 1981.- 175 с.
Ложкин В.В. Мастера Удмуртского театра: очерки / сост. В.В. Ложкин.- Ижевск: Удмуртия, 1991.- 184 с.
Шумилов Е. История искусства Удмуртии. События, мастера, памятники: справочник / Е. Шумилов.- Устинов: Удмуртия, 1986.- С. 44
Саушкин Б. Е. Удмурт театр: очеркъёс / Б.Е. Саушкин.- Ижевск: Удмуртия, 2000.- 252 с.
10 – 85 лет со дня рождения (1936) В.М. Ванюшева, удмуртского поэта, публициста, литературоведа, доктора филологических наук, заслуженного работника культуры Удмуртии и Чувашии, заслуженного деятеля науки Удмуртии, лауреата Государственной премии.
Василий Михайлович Ванюшев родился 10 февраля 1936 года в деревне Нижняя Кусо-Какся Кизнерского района в семье колхозника. Окончил Можгинское педучилище и факультет журналистики Московского государственного университета им. Ломоносова. В 1960-1961 гг. работал в редакции газеты «Советской Удмуртия», затем – инструктором отдела пропаганды и агитации Удмуртского обкома ВЛКСМ, заведующим идеологическим отделом, заместителем редактора и редактором газеты «Комсомолец Удмуртии». Окончив аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, с 1973 года работал в Удмуртском институте истории, языка и литературы Уральского отделения АН СССР. В 1975 году защитил диссертацию на соискание ученоё степени кандидата филологических наук, в 1997 – докторскую диссертацию в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН в Москве.
Первые стихотворения и литературные рецензии В. Ванюшева опубликованы в годы его учёбы в Можгинском педучилище. В 1972 году вышла его первая книга – сборник очерков о родном крае «Нити времён». В 1975 году издательство «Удмуртия» выпустило книгу его стихотворений «Выжыосы» («Родные корни»), в 1980 г. – второй сборник стихов «Шунды но гудыри» («Солнце и гроза»). В том же году вышла его монография о типологии национального и интернационального в удмуртской и других литературах «Расцвет и сближение», в 1981 г. – сборник стихотворений для детей «Вить чиньы – одӥг кикур» («Дружных пальцев пятерня»).
Главными темами творчества В. Ванюшева являются любовь к Родине, связь времён и поколений, дружба и братство народов.
В переводах на русский язык его стихотворения публиковались в республиканской печати, а так же в газетах «Литературная Россия», «Литературная газета», в журналах «Урал», «Волга», в сборниках «Удмуртский юмор», «Встреча друзей», «Между Волгой и Уралом».
В научных трудах В. Ванюшев разрабатывает проблему взаимодействия национальных литератур, а также специфику выражения национального и интернационального как в удмуртской, так и в других литературах на примере творчества К. Герда, М. Коновалова, М. Петрова. Он являлся руководителем авторского коллектива и одним из ответственных редакторов двухтомника «История удмуртской советской литературы» (1987, 1988).
В 1998 – 2003 гг. возглавляет кафедру удмуртской литературы на факультете удмуртской филологии УдГУ.
Под его редакцией (он же составитель) изданы в разные годы более 20 сборников научных статей.
Ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры УАССР» (1986), «Заслуженный работник культуры Чувашской Республики.
В. Ванюшев – член Союза писателей России, лауреат Государственной премии УР, лауреат Всечувашской национальной премии им. И.Я. Яковлева. В 2006 году ему присвоено почётное звание «Народный писатель Удмуртской Республики».
* * *
Нет, беды не окончились с войною…
Ребёнка не увидит этот дом…
И посадила женщина весною
Черёмуху
На холмике пустом.
Солдат погиб.
Детей у них не будет.
У их любви одно теперь дитя –
Черёмуха…
Вдова не позабудет
Своей любви, черёмуху растя.
Узнали о черёмухе в деревне,
И появился вскоре целый сад.
Тянулись ввысь растущие деревья,
Как души не вернувшихся солдат.
А в молодом саду
Трудились вдовы.
Как маленьких детей своих они
Баюкать были саженцы готовы
В весенние печалящие дни.
А синими, с прохладой, вечерами
Они сюда сходились,
Чтоб опять
Своей любви нелёгкими слезами
Глухую землю горько поливать…
Поднялся сад.
Черёмуха весною
Всё белопенней, праздничней цветёт.
Сад выращен любовью, не войною,
Но и войну забыть он не даёт…
В библиотеке оформлена книжная выставка «Дуннелы тодмо ним» (Известное имя)
Список литературы:
Аръёсын ваче син = [Лицом к лицу с годами]: кылбуръёс, балладаос, поэмаос = [стихи, баллады, поэмы].- Ижевск: Удмуртия, 1995.- 176 с.
Вершины корнями сильны: статьи об удмуртской литературе / В.М. Ванюшев.- Устинов: Удмуртия, 1987.- 264 с.
Выжыосы = [Корни родные]: кылбуръёс = [стихи].- Ижевск: Удмуртия, 1976.- 63 с.
Колосок, задевший небо: стихи.- Ижевск: Удмуртия, 1985.- 55 с.
Расцвет и сближение. О типологии соотношения национального и интернационального в удмуртской и других младописьменных литературах.- Ижевск: Удмуртия, 1980.- 252 с.
Творческое наследие Г.Е. Верещагина в контексте национальных литератур Урало-Поволжья: монография / В.М. Ванюшев.- Ижевск: Удм. инт-т истории языка и литературы УрО РАН, 1995.- 296 с.
Шунды мумы = [Мать Солнца]: кылбуръёс но поэмаос = [стихи, поэмы] / В. Ванюшев.- Ижевск: Удмуртия, 1990.- 144 с.- на удм. яз.
Шунды но гудыри = [Солнце и гром]: кылбуръёс но балладаос = [стихи и баллады] / В. Ванюшев.- Ижевск: Удмуртия, 1980.-108 с.- на удм. яз.
Богомолова З. Василий Ванюшев // Писатели и литературоведы Удмуртии: биобиблиографический справочник / сост. А.Н. Уваров.- Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2006.- С. 26-27
Из сборников
- Всегда в строю // Я и в мире боец: очерки, статьи, воспоминания о М. А. Лямине / сост. З. Богомолова.- Устинов: Удмуртия, 1986.- С. 193 – 196
- Истоки удмуртской советской литературы / В.М. Ванюшев, П.К. Поздеев, А. Н. Уваров // История удмуртской советской литературы: Т. 1.- Устинов: Удмуртия, 1987.- С. 6 – 55
- Кедра: баллада // Опалённый подвиг батыра. Жизнь и творчество Кедра Митрея: воспоминания, статьи, письма, посвящения и произведения Кедра Митрея / сост. З. Богомолова.- Ижевск: Удмуртия, 2003.- С. 17
- Кузебай Гердлы; Кузебай Герд и Григорий Верещагин; Кузебаю Герду // Как молния в ночи… К. Герд. Жизнь. Творчество. Эпоха / сост. З. Богомолова.- Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1998.- С. 391-396, С. 657
- Негасимый образ поэта // Солнечная душа. Воспоминания об Олеге Поскрёбышеве.- Ижевск, 2009.- С. 304 – 312
- О национальном характере литературного героя; В русле буржуазной советологии // Счёт предъявляет время: сборник литературно-критических статей / сост. А. Ермолаев.- Ижевск: Удмуртия, 1977.- С. 47 – 65; С. 191 – 212
- От истоков народной жизни // Современная удмуртская проза: статьи, рецензии, обзоры / сост. Т.А. Полторацкая.- Ижевск: Удмуртия, 1981.- С. 122-126
- Поэма «Кык вынъёс» («Два брата») – первое крупножанровое произведение Степана Широбокова // Неумолкнувшая песнь соловья. О творчестве Степана Широбокова: воспоминания, статьи, стихи, посвящения, письма, документальные материалы / сост. З. Богомолова.- Ижевск: Удмуртия, 2005.- С. 75 — 77
- Своеобразие выражения национального начала в творчестве Г. Д. Красильникова // Г. Д. Красильников – писатель и человек: статьи, воспоминания / сост. З. Богомолова, В. Ванюшев.- Ижевск: Удмуртия, 1982.- С. 157 — 168
- Своеобразие развития удмуртской поэмы // Вопросы своеобразия жанров удмуртской литературы и фольклора: (сборник статей).- Ижевск, 1983.- С. 74 – 96
- Слово о Кузебае Герде и Ашальчи Оки. Современное литературоведение и критика о Кузебае Герде // Кузебай Герд и удмуртская культура: сборник статей.- Ижевск, 1990.- С. 5-13; С. 40 — 52
- Шуръёс; Ростки: Стихи // Вордскем музъем аныкае: удмурт шаер-сярысь кылбуръёс = Родная мать-земля: стихи об Удмуртии / сост. Л. Айтуганова.- Ижевск: Удмуртия, 1990.- С. 77, 116
15 февраля 1931 года в райцентре открыто шарканское отделение госбанка.
О работе шарканского офиса Сбербанка в 2009 году. По страницам периодики. И. Герман Перемен, мы ждём перемен // Взгляд. Шаркан.- 2009.- 15 окт.- С. 10
Отгадайте загадку: кто сидит за тяжёлыми железными дверями да за решётками и деньги с утра до вечера считает? Нет это вовсе не Кощей Бессмертный, это милые, симпатичные, терпеливые работники нашего, шарканского, офиса Сбербанка.
О проблемах и перспективах банковской работы рассказывает Черепанов Даниила Викторович, заведующий универсальным дополнительным офисом Сбербанка России в с. Шаркан.
В эти годы было проблемой заплатить кредиты, коммунальные услуги вовремя, из-за нехватки кадров. Мы, к сожалению, не можем обеспечить единовременную работу всех окошек в зале обслуживания физических лиц, хотя прикладываем максимальные усилия для того, чтобы в час пик работали хотя бы 4 окна.
Для того, чтобы минимизировать неудобства клиентов нашего офиса, мы вводим в эксплуатацию новый банкомат. Он устанавливается в зале обслуживания физических лиц. С его помощью наши клиенты смогут не только получить наличные денежные средства, но и произвести оплату различный услуг: коммунальных, телефонных, банковских и т.д.
Сейчас страна переживает экономический кризис, а в системе Сбербанка России происходит реструктуризация. Поэтому мы пока не может говорить о большом расширении сети банкоматов в районе.
Пора переходить к системе безналичного расчёта, то есть все расчёты – будь то покупка в магазине или оплата каких-то услуг – производить с помощью пластиковой карты. Это очень удобно. В Европе уже почти нигде не производится оплата наличными, там уже давно поняли и оценили все достоинства пластиковых карт.
Сейчас набирает обороты система оплаты через Интернет. Это ещё удобнее: не выходя из дома, вы можете совершать покупки, производить оплату различных услуг. Хотел бы предостеречь всех владельцев пластиковых карт: не доверяйте пользование вашей картой другим лицам, не сообщайте никому свой пин-код. Это не только нарушение условий договора о пользовании банковскими картами, но и риск остаться без своих сбережений.
16 – 75 лет со дня рождения М.Г. Гарипова (1946 – 1998), графика, живописца, народного художника Удмуртии, заслуженного художника России, лауреата Государственной премии Удмуртии, уроженца Башкортостана.
Гарипов Менсадык Гарипович (1946 – 1998) родился в д. Бальзюга Татышлинского района Башкирской АССР. Окончил художественно-графический факультет УГПИ (1967), факультет художественно-технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института (1975). Иллюстратор и оформитель книг, график-станковист. Главная тема творчества Гарипова – мифы, легенды и предания удмуртского народа: серия офортов «Легенды и предания удмуртского народа» (1983-88); листы «Мироздание», «Легенда о бедной девушке», «Хозяин леса» ( в Третьяковской галерее). Проиллюстрировал более 20 книг для детей и взрослых. Наиболее значительная работа – «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа» (Ижевск, 1986). Книга удостоена дипломов 1-ой степени на российских и всесоюзных (1987) конкурсах искусства книги, 3 иллюстрации Гарипова хранятся в государственной Третьяковской галерее.
Сюжеты, почерпнутые из повседневной жизни: крестьяне, работающие на мельнице, в поле; природа, спокойная и величавая; цветы, деревья – всё в восприятии художника приобретает особый смысл. Эти простые мотивы заставляют окунуться в мир мечты и фантазии. Художник проявил тонкую наблюдательность и остроумие рассказчика, подмечающего массу деталей, бытовых мелочей. Фантазия сочетается с глубокой продуманностью композиций. Персонажей характеризует соединение активности и спокойствия. Подчёркнута неспешность движений, внешняяф сдержанность, неторопливость, основательность.
В серии «Удмуртские народные сказки» (1989) воплощены представления о разумном, по-доброму устроенном мире, в котором побеждает трудолюбие, отвага.
Так же он оформил книги: «Мынам азбукае» А. Клабукова (1984); «Икча-кукча» (1985); «Ялыке» (1985); 6 книг из серии «Зарни крезь» (1986 – 90); «Ныл но шыр» (1989, илл. в Третьяковской галерее) – все вышли в издательстве «Удмуртия»; «Лесное чудо» А. Леонтьева (1998), «Девочка и тыква» Э.Э. Тэкк (1991) – вышли в издательстве «Детская литература» (Москва).
Интересно разглядывать книги этого художника. Занимательный изобразительный рассказ сопровождает каждую страницу. Характерна в этом отношении книга Г. Симакова «Дедушкины сказки». Большой формат и нарядная картинка на обложке сразу привлекают к себе внимание. Каждая сказка сопровождается страничной иллюстрацией, заставкой и концовкой. Даже в оглавлении есть рисунки. Маленький читатель узнает в иллюстрациях художника незадачливых щеголей бычка и индюка, порхающую балерину-плотвичку, любуется красотой шиповника и татарника. И везде художник с увлечением изображает природу родного края – просторы полей, увиденные с высоты птичьего полёта и переливающиеся голубыми, коричневыми, изумрудными цветами, тенистые перелески, прозрачные заводи. Художник помогает маленькому читателю по-новому увидеть природу Удмуртии, учит его удивляться красоте простых и неприметных цветов и трав.
Оставаясь верным себе в понимании сказочного, художник выполняет иллюстрации в новой для него технике – перового рисунка. И добивается во многих их них звучности и цветового богатства.
Работал в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета. Основные работы: «Сбор веников» (1991), «Осень в деревне» (1991), «Баня» (1989), Время сбора ягод» (1991), «Рыбак» (1991), «Весна» (1992) – все в УРМИИ.
16 произведений Гарипова хранятся в государственной Третьяковской галерее.
В деревне Бигиней Татышлинского района республики Башкортостан перед зданием школы, в которой учился Гарипов, в память о нём установлен бюст (2006)
Литература:
Гарипов Менсадык Гарипович // Удмуртия в изобразительном искусстве. Живопись. Графика. Скульптура: альбом репродукций.- Ижевск: Удмуртия, 2001.- С. 42-43
Розенберг Н.А. Гарипов Менсадык Гарипович… // Удмуртская Республика. Культура и искусство: энциклопедия / гл. ред. А.Е. Загребин; сост. Е.П. Никонова, А.П. Сидорова.- Ижевск, 2012.- С. 121
Розенберг Н.А. Развитие удмуртской графики / Н.А. Розенберг.- Ижевск: Удмуртия, 1977.- С. 88-90, 95, 96, 98
Сост. Н.А. Боталова, библиограф