Январские юбиляры 2022 г.
Скульптор но адями Аникин Анатолий Егорович
75 лет со дня рождения А.Е. Аникина, скульптора, заслуженного деятеля искусств
По страницам «Удмуртской правды» 1992 года
«Конец 60-х, начало 70-х годов – время, когда об относительно молодом изобразительном искусстве Удмуртии заговорили действительно всерьёз. Но если живопись региона уже входила в экспозиции всероссийских и всесоюзных выставок, то скульптура делала свои первые шаги и успехи. Эти успехи связаны прежде всего с появлением первого национального скульптора республики Анатолия Аникина.
Он родился в 1947 году в деревне Порозово Шарканского района. В 1965 году поступает на художественно-графический факультет Удмуртского государственного педагогического института.
Интересно, что за все время учебы здесь у Анатолия Аникина не было ярко выраженной тяги к скульптуре. Скорей наоборот, он увлекался графикой, много работал в технике пастели. Собирался защищать диплом как живописец. Однако в самый последний момент было принято решение, определившее всю дальнейшую жизнь.
Дело в том, что Б.К. Волков, преподававший в то время на художественно-графическом факультете скульптуру, сумел пробудить неподдельный интерес у своего ученика к этому сложному, но, безусловно, интересному искусству. И в 1970 году, в году окончания института, Анатолием Аникиным был успешно защищен диплом под названием «Мальчик со свирелью». С этой, ещё во многом студенческой работы, и ведёт скульптор Анатолий Аникин отсчет своим произведениям.
После окончания института он едет в Дебесы, где преподает скульптуру художественно-графическом факультете в педагогическом училище. Но здесь ему пришлось проработать недолго, всего полгода. В жизнь вмешался его величество случай. По рекомендации Б.К. Волкова, покидавшего Ижевск, Аникин утверждён в качестве преподавателя скульптуры на художественно-графическом факультете Удмуртского пединститута.
Здесь же попутно заметим, что преподавал Анатолий Аникин вплоть до 1978 года и вновь возобновил свою педагогическую деятельность уже в 1991 году. Этот перерыв был вынужденным. С 1978 года три выборных срока он возглавлял Союз художников Удмуртии. К сожалению, за время отсутствия А. Аникина на худграфе не был подготовлен ни один студент-скульптор.
Обучая других, необходимо было совершенствоваться и самому. И этот принцип стал неукоснительно выполняться А. Аникиным. Началась самостоятельная творческая работа, требующая полной отдачи сил. Работа Анатолия Аникина «Портрет девушки» вошла в экспозицию выставки произведений художников автономных республик РСФСР, проходившей в 1972 году в Москве.
В 1974 году А. Аникин стажировался в знаменитой «Строгановке» на отделении академической скульптуры. Здесь его руководителями были ученики известного советского скульптора А. Матвеева – профессора Г. Шульц и Ю. Поммер, каждое слово которых было для скульптора из Удмуртии законом.
В 1975 году стал членом художников СССР. Этому предшествовали две серьёзные выставки. 1974 год – региональная «Большая Волга» в Горьком и в 1975 году – «Советская Россия» в Москве.
В лице Анатолия Аникина изобразительное искусство Удмуртии обрело национального скульптора. Первые его работы были выполнены в гипсе. В них скульптор не только «набивал руку», но и вел поиск, незаметный, может быть, для постороннего взгляда. Он заключался в общей разработке типажа, характерного для удмуртского народа.
Со временем росло мастерство. Научился отбирать тот материал, который диктовался поставленной целью. Дерево всегда было «мрамором и гранитом» России. Не отошел от этой традиции и А. Аникин. Среди его работ заслуживает внимание портрет «Студентки-удмуртки». Здесь он сделал шаг вперед в разработке и трактовке образа удмуртской женщины. Автору удалось собрать воедино индивидуальный характер героини и типичные черты удмуртских женщин. Эта работа показывалась на трех больших выставках за пределами республики.
Дерево скульптор полюбил особо. Работая с ним, он постепенно усложнял задачу, экспериментировал, что помогло более правдивой и точной передаче образа.
В своей этапной работе «Знатная льноводка Е. Кирилова» скульптор вводит цвет. Легкая подкраска дерева тактично и ненавязчиво помогла выявить самобытную национальную одежду крестьянки.
В 1984 году А. Аникин выполняет «Портрет Федоры Пушиной», Героя Советского Союза, уроженки Удмуртии. Это его первая работа в камне. Несмотря на «холодность» материала, портрет согрет душевной теплотой создателя, наделён жизненной правдой. В результате рождается глубоко психологический образ.
Сейчас скульптор делает портрет удмуртской поэтессы и врача Ашальчи Оки. В его мастерской можно увидеть несколько вариантов будущей работы.
Галерея портретов скульптора Анатолия Аникина весьма обширна. Это современники художника: простые удмуртские крестьяне, люди рабочих профессий и деятели культуры. Разработана техника исполнения мастера, который продемонстрировал знание выразительных возможностей дерева и металла, гипса и камня.
Как творческая личность, как скульптор, заслуженный деятель искусств Удмуртии Анатолий Аникин сформировался на удмуртской земле. Скульптор шёл по непроторенной дороге, и вслед за ним идут его ученики».
А. Золотухин
Список литературы:
- А.Аникин Герой Советского Союза Ф. Пушина [скульптура] // А.И. Поляк История остается с нами: альбом репродукций произведений художников Удмуртии.- Ижевск: Удмуртия, 1988.- С. 68
- Скульптор Анатолий Аникин // Поляк А.И. Скульпторы Удмуртии.- Ижевск: Удмуртия, 1982.- С. 5-45
- А. Золотухин Непроторёнными тропами // Удмуртская правда.- 1992.- 25 июня
- Любимова С. Скульптор но адями // Инвожо.- 2006.- №2-3.- С. 38-39
- Пинегина Р. Вдохновение приходит во время труда // Вестник.- 1990.- 6 нояб.
- Пинегина Р. Скульптор // Вестник.- 2007.- 23 янв.
Об Аникине можно прочитать перейти
Хозяин своей судьбы. Титов Григорий Иванович
В отделе обслуживания районной библиотеки оформлена выставка «Хозяин своей судьбы«. Выставка посвящена 115-летию со дня рождения Григория Ивановича Титова (1907-1981), народного артиста Удмуртии, заслуженного артиста России, уроженца деревни Титово Шарканского района.
Листая старые страницы местной газеты «Путь Ленина»
Воспоминания удмуртского композитора Корепанова-Камского о Григории Титове.
С. Марков о встрече в Шаркане с композитором Г.М. Корепановым-Камским весной 1991 года.
«В 16 лет я поехал в Ижевск поступать в музыкальное училище. В приемной комиссии меня спросили, что я сыграю. Ответил, что исполню свою симфонию. В комиссии посмеялись надо мной, а после выступления объявили, что я не готов ещё для поступления в музыкальное заведение.
В расстроенных чувствах вышел я в коридор, сел на стул, опустил голову на баян. Вижу, идёт по коридору красивый, моложавый, здоровый мужчина.
— Что ты пригорюнился, сынок? – спрашивает меня.
Я ему рассказал о своей мечте стать музыкантом, о неудаче в приемной комиссии. Не знал ещё с кем говорю, только потом выяснилось, что это сам Григорий Иванович – знаменитый удмуртский певец.
Он пригласил меня в кабинет, попросил исполнить что умею, спеть. После первой же песни он воскликнул:
— Да какой же ты музыкант, ты же певец!
По его рекомендации меня приняли в училище. И я тут же, под неусыпной опекой Григория Ивановича, начал сочинять музыку. Вместе с ним мы ездили по Удмуртии с концертами. Он учил меня исполнительскому мастерству.
Надо и в эти дни по всей республике пропагандировать искусство Г.И. Титова. Это же великий представитель, вершина вокальной школы и удмуртской культуры вообще. А ведь как в свое время издевались над Григорием Ивановичем! Даже мне говорили: «А ты знаешь, что учишься у кулацкого сына?» И если бы не преследования того времени, он несомненно вышел бы не только на всесоюзную, но и на всемирную сцену.
Этот великий человечный человек постоянно чувствовал на себе давление со стороны власть имущих. Таких талантливых людей надо было на руках носить, а землякам – вечно хранить память о них, но они фактически забыты.
Недавно был я в его родной деревне Титово – там даже и дома, в котором родился и жил Григорий Иванович, в помине нет. А ему следовало бы даже какой-то мемориал создать. Ведь в то время, когда великий бас Титова звучал на родных просторах, даже из Америки был запрос:
— Мы хотим слушать удмуртского Шаляпина – Титова.
Такую оценку творчеству Г.И. Титова дал не менее знаменитый удмуртский композитор Г.М. Корепанов-Камский, так отзывались о нем в нашей стране и за рубежом. Так как же мы, земляки Григория Ивановича, так непростительно забыли о нем? Не пора ли отдать должное великому таланту и в его родной деревне Титово создать на первое время хотя бы мемориальную комнату?
Источник:
С. Марков Вершина удмуртской культуры // Путь Ленина.- 1991.- 20 апр.- С. 3
Список литературы о Г.И. Титове
- Италмас. Государственный ансамбль песни и танца Удмуртской АССР / А. Голубкова.- Устинов: Удмуртия, 1985
- Г.И. Титов // Путь к удмуртской опере.- Ижевск: Удмуртия, 1969.- С. 116-122
- Нурмухаметов Ильяс Нуретдинович Портрет Г. Титова // Удмуртия в изобразительном искусстве. Живопись, графика, скульптура: альбом репродукций.- Ижевск: Удмуртия, 2001.- С. 88
- Гаврилова М. «Тулкымъяське, тулкымъяське…» // Молот.- 1987.- № 1.- С. 53-56
5. Гляттер С. Удмурт Шаляпин // Молот.- 1983.- № 11
6. Зубков Н. Кырӟан улоз калык сюлмын // Советская Удмуртия.- 1982.- 3 янв.
О Титове можно почитать перейти