Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система Шарканского района»

График работы

Зимний график:
понедельник – пятница 8:00 – 18:00
суббота 9:00 – 16:00
воскресенье – выходной

Январские юбиляры 2022 г.

18.02.2022

Скульптор но адями Аникин Анатолий Егорович

75 лет со дня рождения А.Е. Аникина, скульптора, заслуженного деятеля искусств

По страницам «Удмуртской правды» 1992 года

«Конец 60-х, начало 70-х годов – время, когда об относительно молодом изобразительном искусстве Удмуртии заговорили действительно всерьёз. Но если живопись региона уже входила в экспозиции всероссийских и всесоюзных выставок, то скульптура делала свои первые шаги и успехи. Эти успехи связаны прежде всего с появлением первого национального скульптора республики Анатолия Аникина.

Он родился в 1947 году в деревне Порозово Шарканского района. В 1965 году поступает на художественно-графический факультет Удмуртского государственного педагогического института.

Интересно, что за все время учебы здесь у Анатолия Аникина не было ярко выраженной тяги к скульптуре. Скорей наоборот, он увлекался графикой, много работал в технике пастели. Собирался защищать диплом как живописец. Однако в самый последний момент было принято решение, определившее всю дальнейшую жизнь.

Дело в том, что Б.К. Волков, преподававший в то время на художественно-графическом факультете скульптуру, сумел пробудить неподдельный интерес у своего ученика к этому сложному, но, безусловно, интересному искусству.  И в 1970 году, в году окончания института, Анатолием Аникиным был успешно защищен диплом под названием «Мальчик со свирелью». С этой, ещё во многом студенческой работы, и ведёт скульптор Анатолий Аникин отсчет своим произведениям.

После окончания института он едет в Дебесы, где преподает скульптуру художественно-графическом факультете в педагогическом училище. Но здесь ему пришлось проработать недолго, всего полгода. В жизнь вмешался его величество случай. По рекомендации Б.К. Волкова, покидавшего Ижевск, Аникин утверждён в качестве преподавателя скульптуры на художественно-графическом факультете Удмуртского пединститута.

Здесь же попутно заметим, что преподавал Анатолий Аникин вплоть до 1978 года и вновь возобновил свою педагогическую деятельность уже в 1991 году. Этот перерыв был вынужденным. С 1978 года три выборных срока он возглавлял Союз художников Удмуртии. К сожалению, за время отсутствия А. Аникина на худграфе не был подготовлен ни один студент-скульптор.

Обучая других, необходимо было совершенствоваться и самому. И этот принцип стал неукоснительно выполняться А. Аникиным. Началась самостоятельная творческая работа, требующая полной отдачи сил. Работа Анатолия Аникина «Портрет девушки» вошла в экспозицию выставки произведений художников автономных республик РСФСР, проходившей в 1972 году в Москве.

В 1974 году А. Аникин стажировался в знаменитой «Строгановке» на отделении академической скульптуры. Здесь его руководителями были ученики известного советского скульптора А. Матвеева – профессора Г. Шульц и Ю. Поммер, каждое слово которых было для скульптора из Удмуртии законом.

В 1975 году стал членом художников СССР. Этому предшествовали две серьёзные выставки. 1974 год – региональная «Большая Волга» в Горьком и в 1975 году – «Советская Россия» в Москве.

В лице Анатолия Аникина изобразительное искусство Удмуртии обрело национального скульптора. Первые его работы были выполнены в гипсе. В них скульптор не только «набивал руку», но и вел поиск, незаметный, может быть, для постороннего взгляда. Он заключался в общей разработке типажа, характерного для удмуртского народа.

Со временем росло мастерство. Научился отбирать тот материал, который диктовался поставленной целью. Дерево всегда было «мрамором и гранитом» России. Не отошел от этой традиции и А. Аникин. Среди его работ заслуживает внимание портрет «Студентки-удмуртки». Здесь он сделал шаг вперед в разработке и трактовке образа удмуртской женщины. Автору удалось собрать воедино индивидуальный характер героини и типичные черты удмуртских женщин. Эта работа показывалась на трех больших выставках за пределами республики.

Дерево скульптор полюбил особо. Работая с ним, он постепенно усложнял задачу, экспериментировал, что помогло более правдивой и точной передаче образа.

В своей этапной работе «Знатная льноводка Е. Кирилова» скульптор вводит цвет. Легкая подкраска дерева тактично и ненавязчиво помогла выявить самобытную национальную одежду крестьянки.

В 1984 году А. Аникин выполняет «Портрет Федоры Пушиной», Героя Советского Союза, уроженки Удмуртии. Это его первая работа в камне. Несмотря на «холодность» материала, портрет согрет душевной теплотой создателя, наделён жизненной правдой. В результате рождается глубоко психологический образ.

Сейчас скульптор делает портрет удмуртской поэтессы и врача Ашальчи Оки. В его мастерской можно увидеть несколько вариантов будущей работы.

Галерея портретов скульптора Анатолия Аникина весьма обширна. Это современники художника: простые удмуртские крестьяне, люди рабочих профессий и деятели культуры. Разработана техника исполнения мастера, который продемонстрировал знание выразительных возможностей дерева и металла, гипса и камня.

Как творческая личность, как скульптор, заслуженный деятель искусств Удмуртии Анатолий Аникин сформировался на удмуртской земле. Скульптор шёл по непроторенной дороге, и вслед за ним идут его ученики».

А. Золотухин

Список литературы:

  1. А.Аникин Герой Советского Союза Ф. Пушина [скульптура] // А.И. Поляк История остается с нами: альбом репродукций произведений художников Удмуртии.- Ижевск: Удмуртия, 1988.- С. 68
  2. Скульптор Анатолий Аникин // Поляк А.И. Скульпторы Удмуртии.- Ижевск: Удмуртия, 1982.- С. 5-45
  3. А. Золотухин Непроторёнными тропами // Удмуртская правда.- 1992.- 25 июня
  4. Любимова С. Скульптор но адями // Инвожо.- 2006.- №2-3.- С. 38-39
  5. Пинегина Р. Вдохновение приходит во время труда // Вестник.- 1990.- 6 нояб.
  6. Пинегина Р. Скульптор // Вестник.- 2007.- 23 янв.

Об Аникине можно прочитать  перейти 

 

Хозяин своей судьбы. Титов Григорий Иванович

 

В отделе обслуживания районной библиотеки оформлена выставка «Хозяин своей судьбы«. Выставка посвящена 115-летию со дня рождения Григория Ивановича Титова (1907-1981), народного артиста Удмуртии, заслуженного артиста России, уроженца деревни Титово Шарканского района.

Листая старые страницы местной газеты «Путь Ленина»

Воспоминания удмуртского композитора Корепанова-Камского о Григории Титове.

С. Марков о встрече в Шаркане с композитором Г.М. Корепановым-Камским весной 1991 года.

«В 16 лет я поехал в Ижевск поступать в музыкальное училище. В приемной комиссии меня спросили, что я сыграю. Ответил, что исполню свою симфонию. В комиссии посмеялись надо мной, а после выступления объявили, что я не готов ещё для поступления в музыкальное заведение.

В расстроенных чувствах вышел я в коридор, сел на стул, опустил голову на баян. Вижу, идёт по коридору красивый, моложавый, здоровый мужчина.

— Что ты пригорюнился, сынок? – спрашивает меня.

Я ему рассказал о своей мечте стать музыкантом, о неудаче в приемной комиссии. Не знал ещё с кем говорю, только потом выяснилось, что это сам Григорий Иванович – знаменитый удмуртский певец.

Он пригласил меня в кабинет, попросил исполнить что умею, спеть. После первой же песни он воскликнул:

— Да какой же ты музыкант, ты же певец!

По его рекомендации меня приняли в училище. И я тут же, под неусыпной опекой Григория Ивановича, начал сочинять музыку. Вместе с ним мы ездили по Удмуртии с концертами. Он учил меня исполнительскому мастерству.

Надо и в эти дни по всей республике пропагандировать искусство Г.И. Титова. Это же великий представитель, вершина вокальной школы и удмуртской культуры вообще. А ведь как в свое время издевались над Григорием Ивановичем! Даже мне говорили: «А ты знаешь, что учишься у кулацкого сына?» И если бы не преследования того времени, он несомненно вышел бы не только на всесоюзную, но и на всемирную сцену.

Этот великий человечный человек постоянно чувствовал на себе давление со стороны власть имущих. Таких талантливых людей надо было на руках носить, а землякам – вечно хранить память о них, но они фактически забыты.

Недавно был я в его родной деревне Титово – там даже и дома, в котором родился и жил Григорий Иванович, в помине нет. А ему следовало бы даже какой-то мемориал создать. Ведь в то время, когда великий бас Титова звучал на родных просторах, даже из Америки был запрос:

— Мы хотим слушать удмуртского Шаляпина – Титова.

Такую оценку творчеству Г.И. Титова дал не менее знаменитый удмуртский композитор Г.М. Корепанов-Камский, так отзывались о нем в нашей стране и за рубежом. Так как же мы, земляки Григория Ивановича, так непростительно забыли о нем? Не пора ли отдать должное великому таланту и в его родной деревне Титово создать на первое время хотя бы мемориальную комнату?

 

Источник:

С. Марков Вершина удмуртской культуры // Путь Ленина.- 1991.- 20 апр.- С. 3

 

Список литературы о Г.И. Титове

  1. Италмас. Государственный ансамбль песни и танца Удмуртской АССР / А. Голубкова.- Устинов: Удмуртия, 1985
  2. Г.И. Титов // Путь к удмуртской опере.- Ижевск: Удмуртия, 1969.- С. 116-122
  3. Нурмухаметов Ильяс Нуретдинович Портрет Г. Титова // Удмуртия в изобразительном искусстве. Живопись, графика, скульптура: альбом репродукций.- Ижевск: Удмуртия, 2001.- С. 88
  4. Гаврилова М. «Тулкымъяське, тулкымъяське…» // Молот.- 1987.- № 1.- С. 53-56

5. Гляттер С. Удмурт Шаляпин // Молот.- 1983.- № 11

6. Зубков Н. Кырӟан улоз калык сюлмын // Советская Удмуртия.- 1982.- 3 янв.

О Титове можно почитать  перейти