Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система Шарканского района»

График работы

Зимний график:
понедельник – пятница 8:00 – 18:00
суббота 9:00 – 16:00
воскресенье – выходной

Королев А.И. Запасовский Мыс. Рассказ о жизни в бывшей глухой деревушке 1905-1974 гг. (1976 г.)

06.04.2023

7.

Когда я учился в 3-ем классе, я почему-то рано стал проявлять интерес к топографии. В одиночку ходил по полям и лугам, и на лист белой бумаги произвольно простым карандашом наносил границы трёх полей с изображением изгородей трёхполки и всех четырёх рыбных прудов. Наносил на этот лист бумаги казённые леса и свою деревенскую рощу с обозначением севера и юга, запада и востока. Всю эту работу выполнял с большим желанием и интересом. Придя домой чертил строго по линейке, правда, не соблюдая масштаба, так как о нём ещё не было представления. Кроме топографической работы занимался строительным черчением. На большом листе бумаги с натуры вычерчивал свои домашние постройки, где и как они располагались. Показывая свою работу деду, родителям и своим товарищам, которые просто удивлялись, что так хорошо, аккуратно и чисто сделано. Одним словом, как на фотографии.

В свободное время после школы по воскресеньям мы с другом Колей бегали наперегонки. На горе за деревней стояла ветряная мельница. От неё надо было добежать до границы Башкинского поля и обратно к мельнице более километра – кто кого опередит.

После такой продолжительной тренировки заметно почувствовалось развитие грудной клетки, мышц ног.

Однажды в праздник нам с Колей надели новые ситцевые рубашки. Играли, играли и что-то не поладили, разодрались; он у меня порвал рубаху. Что делать? Мама узнает – беда! Да ещё может сказать отцу, а уж он то ремнём «погладить» может по мягкому месту. Я незаметным образом пришёл вместе с Колей домой, закрылись в клеть и зашили изорванное место рубашки и, как ничего не случилось, снова пошли играть.

Летом часто ходили по лугам, купались в прудах, загорали на солнце, распевали песни, рассказывали стихи Некрасова, Лермонтова, Пушкина и других поэтов. Вот, например, нам нравились песни: «Шумел, гремел пожар Московский, дым расстилался по реке, а на стенах вдали Кремлёвских стоял он в сером сюртуке», «Не даром помнит вся Россия про день Бородина», «Трансваль, трансваль — страна моя, ты вся горишь в огне», «Бежал бродяга с Сахалина звериною тропой…», «Вот мчится тройка почтовая по Волге-матушке зимой…», «По Мурманской дороге стояли три сосны, со мной прощался милый до будущей весны. Он клялся и божился со мной одною жить…»

Вот из частушек плясовые: «Ах вы, сени мои, сени,
сени новые мои», «С горы на гору гоняла бурого телёночка. Во сне подушку целовала, думала милёночка», «Ты не стой у ворот, не маши фуражкой. Я теперь не твоя, не зови милашкой». «Пахнет сено над лугами, песней душу веселит, бабы с граблями рядами ходят, сено шевелят».

Репертуар у нас был весьма богатый.

8.

Последний год учёбы в 4-м классе, рано весной, ещё не везде сошёл с полей снег, был назначен выпускной экзамен. Нашему волнению не было предела. К нам в школу на тройке приехал земский начальник из соседнего села Петропавловска, что находится в 20 километрах от нашей школы. Из волостного села приехали три учителя. Нас в классе было 25 учеников. Сидим очень тихо, как никогда.

К доске, где были развешаны карты, нас вызывали по одному. Задавали вопросы по географии, просили читать по книге и рассказать своими словами. А потом нам ставили отметки. После опроса всех учеников усадили снова за парты и задали писать сочинение. Мне досталась тема: пересказать сказку «О топоре и топорище». Помню еще, как я написал: «Топор и топорище всегда жили вместе и очень любили друг друга, никогда не ссорились и не расставались. Шло время. Топор стал ржаветь и стареть, а топорище гнить. Тогда топор бросили в кучу старого железа, а топорище – в печь. Так топор и топорище расстались навсегда». За это сочинение мне комиссия поставила отметку 5+, приняв во внимание и содержание и каллиграфию.

Через год, позже меня, начальную школу закончил мой двоюродный брат Захар и осенью этого же года поступил учиться в высшее начальное училище с. Петропавловское. Отец мой меня не отпустил дальше учиться: надо работать в хозяйстве.

Вспоминаются ещё такие школьные годы, когда прошла молва в школе, что наступит такое время, когда появятся антихристы, которые будут всех школьников клеймить. Мы очень боялись такого насилия. Это были годы 1905-1907. В одно лето к нам в деревню приезжал из Сибири человек по имени Илья, который гостил у своей сестры Лизы. Его называли: «Политикантом». Мы, малыши, в этом не разбирались. Пробыв недолгое время, его пронюхала полиция. И вскоре его не стало – исчез бесследно.

9.

Так шли годы, время проводили мы беззаботно, хотя и была война с Германией. Более 20 человек были призваны на войну, которая длилась 4 года. Каждое воскресенье молодёжь собирались на улице в определённом месте и затевали всякие игры – в лапту, в салки и т.п. пели песни хороводные, свадебные, частушки; плясали под гармошку итальянку и балалайку. Песни наших девушек сестёр Кулаковых Ани и Симы, Огаши Уржумовой, Тани Палиной, Ксеньи и Пелагеи Владыкиных и других были слышны в соседних деревнях за полтора-два километра. Не было равных голосами во всем нашем округе в радиусе 30-40 километров. Вот такие сильные были голоса!

Будь это в наше время их нашли бы искатели талантов и дали бы им путёвку на раскрытие своего певческого таланта. Знали они сотни частушек и старинных песен, а современных тем более.

Так веселились до обеда, а потом снова собирались и уходили в поле, на луга, собирали цветы, вязали веники. В другое воскресенье всей компанией уходили на пруд, захватив с собой по 2-3 яйца, а девушки сковороды, вилки и всё необходимое. Парни наловим рыбы, девушки сварят уху, сделают яичницу. Когда всё готово располагались на поляне у берега пруда, поедали с большим аппетитом.

10.

В будни мы трудились то на сенокосе, то на жатве хлебов, перевалке паров под озимые хлеба. Страдная пора продолжалась более двух месяцев, так как всё убирали вручную серпами.

В сухую осеннюю пору ходили по полям и искали посохшую на корню красную пихту-одиночку. Подожжёшь, бывало, спичкой снизу – она вспыхнет огненным столбом высоко-высоко! В одно осеннее утро воскресенья 6-7 ребят собрались и пошли на пруд жечь костры – сухие кучи кустарника от расчистки лугов. В горячем песке и золе под костром пекли картошку и яички. И само собой разумеется, бегая вокруг костра, рассказывали сказки, анекдоты, всякие случаи из жизни, услышанные от взрослых, или придуманные самими – были же среди нас острословы!

 

Продолжение следует…