95 лет со дня рождения удмуртского писателя Геннадия Красильникова
Преодолевая тяготы земные (95-летие Г. Красильникова)
Г. Красильниковлы
Огъя ужмы понна
Сюлмаськыса, вылды,
Шуид вал огнунал:
— Давай верос борды!
— Шат кылбуре…уггес?.. —
Юай мон могаса.
— Кылбурчиос – нюлэс! –
Верад мыньпотыса.
Сыӵе осконэныд
Лӧптӥ ке но инмозь,
Ӧй пуксьы пöраны
Коть уродос верос.
Кылбурасъёс уно,
Уно – кыл пöрасъёс…
Мыным али ке но
Уг тырмо ПОЭТЪЁС.
В. Романов
Романов В. Йырберыктон турын: кылбуръёс но поэма / В. Романов.- Ижевск: Удмуртия, 1988.- С. 29
Геннадий Дмитриевич Красильников, удмуртский писатель, общественный деятель родился 7 июля 1928 года в селе Алнаши, в семье крестьянина. Годы его учёбы в средней школе совпали с Великой Отечественной войной. В очерке «Человек и хлеб» писатель так рассказывает о начале своего трудового пути: «Однажды колхозный бригадир сказал мне: «Не хватает в колхозе у нас людей. Почти все взрослые мужчины на фронте воюют… Занятия в школе у вас начнутся не скоро, может, до осени походишь прицепщиком?»
— С кем?
— Будешь работать с Анатолием Туголуковым… Значит, пойдешь?»
Так произошло знакомство с человеком, который через 20 лет стал героем его очерка. И как знать, не он ли внушил будущему писателю живой интерес к людям своей профессии: механизаторы, трактористы, комбайнёры впоследствии станут главными героями его книг.
На школьной скамье Г. Красильников, как и его герой Алеша Курбатов («Остаюсь с тобой»), мечтает поступить в авиационный институт. Он даже некоторое время учится в военном училище, затем пытается поступить в Ленинградский театральный институт. На экзамене ему предложили сыграть сцену воровства мёда. «Вора не получилось,- говорит с юмором писатель, — и в институт зачислен не был.
Тяга к литературе появилась у Г. Красильникова ещё в школе. Его сочинения на свободную тему вызывали одобрения учителя, читались в классе.
В 1946 году на страницах республиканской газеты «Советской Удмуртия» был напечатан рассказ восемнадцатилетнего юноши «Хозяин земли» — о старом колхознике, герое-труженике. В 1949 году начинающий писатель пережил первый литературный успех: на республиканском конкурсе на лучший рассказ получил вторую премию за шесть коротких рассказов. В это время он сначала работал в редакции местной газеты «Алнашский колхозник» (1946-1949 гг.), а затем в республиканской – «Советской Удмуртия» (1950-1952).
В 1953 году вышел в свет первый сборник рассказов Г. Красильникова «Огшоры нунал» («Обыкновенный день»). Рассказы начинающего писателя отличались остротой наблюдательности, умением в обычном явлении разглядеть наиболее значимое. В них отразились основные черты творческого метода писателя: стремление обращаться к трудовым будням колхозной деревни.
В первых рассказах наметился по существу главный герой последующих произведений писателя: рядовой человек, молодой труженик колхозных полей, механизатор, тракторист. Однако в прозе начинающего автора были подмечены существенные недостатки. Повторение образов, языковые шероховатости, отсутствие мотивировки поступков героев.
Серьёзная критика не прошла бесследно. Писатель понял, что путь в литературу – это путь сложных творческих исканий, путь приобретения знаний и художественного мастерства. По настоянию М.П. Петрова Г. Красильников послал рассказы и стихи в Московский литературный институт им. М.А. Горького, куда и был зачислен в 1952 году.
В 1956 году повесть Г. Красильникова «Старый дом» вышла в Удмуртском книжном издательстве. В 1961 году вышла повесть на русском языке «Остаюсь с тобой» в местном издательстве, была напечатана в третьем номере журнала «Дружба народов» в переводе Н. Чертовой и отдельным изданием вышла в издательстве «Советская Россия».
* * *
Если говорить о том, с кем из национальных художников слова перекликается Г. Красильников, то прежде следует назвать Кедра Митрея. Обнаруживается стилистическая языковая близость этих писателей в умении пользоваться лаконичной, но ёмкой по мысли фразой, отбирать чрезвычайно выразительные детали, одним-двумя мазками создавать образ (особенно отрицательных персонажей). Учеба Г. Красильникова <…> шла у классиков русской литературы. У А.П. Чехова Г. Красильников учится умению пользоваться приглушённой мелодией слова (средним регистром), полутонами, изображать «подводное течение», рисовать жизнь в её обычном движении и состоянии («Начало года», «Дочка едет»). В рассказах и повестях писателя обнаруживается шолоховский принцип изображения судеб человеческих, как судеб народных. Г. Красильников усваивает метод Шолохова в постижении и изображении народного характера. Из современных молодых советских прозаиков Г. Красильников высоко ценит В. Солоухина, Г. Бакланова. Большой интерес у него вызывает творческий метод зарубежного художника-реалиста Хэмингуэя.
Писатель обращается к неисчерпаемому источнику народной мудрости – устной поэзии: к народным поверьям, сказкам-былям, песням, пословицам и пр.
Каковы истоки творчества Г. Красильникова? Непосредственное общение с народом, с героями книг. О связи писателя с народом удмуртский поэт М.П. Петров проникновенно сказал в стихотворении «Что стих мой…»
Лишь слово народа всесильно и ново,
Оно как природа, как жизнь долговечно…
Учись у народа и силой безмерной
Наполнится песня как спутница жизни.
Учись у народа и будь ему верен…
Постоянная связь с тружениками села, глубокое знание того, чем живут люди, делают произведения Г. Красильникова действенными, вызывают горячий отклик у читателя.
Источник: Богомолова З.А. О творчестве Геннадия Красильникова: критико-биографический очерк / Зоя Богомолова; Удмуртский научно-исследовательский институт экономии, истории, литературы и языка при Совете министров Удмуртской АССР; Сектор литературы и фольклора.- Ижевск: Удмуртское книжное издательство, 1962.- 80 с.