Версия для слабовидящих
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система
Шарканского района»

95 лет со дня рождения удмуртского писателя Геннадия Красильникова

07.07.2023

Преодолевая тяготы земные (95-летие Г. Красильникова)

Г. Красильниковлы

Огъя ужмы понна

Сюлмаськыса, вылды,

Шуид вал огнунал:

— Давай верос борды!

 

— Шат кылбуре…уггес?.. —

Юай мон могаса.

— Кылбурчиос – нюлэс! –

Верад мыньпотыса.

 

Сыӵе осконэныд

Лӧптӥ ке но инмозь,

Ӧй пуксьы пöраны

Коть уродос верос.

 

Кылбурасъёс уно,

Уно – кыл пöрасъёс…

Мыным али ке но

Уг тырмо ПОЭТЪЁС.

В. Романов

 

Романов В. Йырберыктон турын: кылбуръёс но поэма / В. Романов.- Ижевск: Удмуртия, 1988.- С. 29

Геннадий Дмитриевич Красильников, удмуртский писатель, общественный деятель родился 7 июля 1928 года в селе Алнаши, в семье крестьянина. Годы его учёбы в средней школе совпали с Великой Отечественной войной. В очерке «Человек и хлеб» писатель так рассказывает о начале своего трудового пути: «Однажды колхозный бригадир сказал мне: «Не хватает в колхозе у нас людей. Почти все взрослые мужчины на фронте воюют… Занятия в школе у вас начнутся не скоро, может, до осени походишь прицепщиком?»

— С кем?

— Будешь работать с Анатолием Туголуковым… Значит, пойдешь?»

Так произошло знакомство с человеком, который через 20 лет стал героем его очерка. И как знать, не он ли внушил будущему писателю живой интерес к людям своей профессии: механизаторы, трактористы, комбайнёры впоследствии станут главными героями его книг.

На школьной скамье Г. Красильников, как и его герой Алеша Курбатов («Остаюсь с тобой»), мечтает поступить в авиационный институт. Он даже некоторое время учится в военном училище, затем пытается поступить в Ленинградский театральный институт. На экзамене ему предложили сыграть сцену воровства мёда. «Вора не получилось,- говорит с юмором писатель, — и в институт зачислен не был.

Тяга к литературе появилась у Г. Красильникова ещё в школе. Его сочинения на свободную тему вызывали одобрения учителя, читались в классе.

В 1946 году на страницах республиканской газеты «Советской Удмуртия» был напечатан рассказ восемнадцатилетнего юноши «Хозяин земли» — о старом колхознике, герое-труженике. В 1949 году начинающий писатель пережил первый литературный успех: на республиканском конкурсе на лучший рассказ получил вторую премию за шесть коротких рассказов. В это время он сначала работал в редакции местной газеты «Алнашский колхозник» (1946-1949 гг.), а затем в республиканской – «Советской Удмуртия» (1950-1952).

В 1953 году вышел в свет первый сборник рассказов Г. Красильникова «Огшоры нунал» («Обыкновенный день»). Рассказы начинающего писателя отличались остротой наблюдательности, умением в обычном явлении разглядеть наиболее значимое. В них отразились основные черты творческого метода писателя: стремление обращаться к трудовым будням колхозной деревни.

В первых рассказах наметился по существу главный герой последующих произведений писателя: рядовой человек, молодой труженик колхозных полей, механизатор, тракторист. Однако в прозе начинающего автора были подмечены существенные недостатки. Повторение образов, языковые шероховатости, отсутствие мотивировки поступков героев.

Серьёзная критика не прошла бесследно. Писатель понял, что путь в литературу – это путь сложных творческих исканий, путь приобретения знаний и художественного мастерства. По настоянию М.П. Петрова Г. Красильников послал рассказы и стихи в Московский литературный институт им. М.А. Горького, куда и был зачислен в 1952 году.

В 1956 году повесть Г. Красильникова «Старый дом» вышла в Удмуртском книжном издательстве. В 1961 году вышла повесть на русском языке «Остаюсь с тобой» в местном издательстве, была напечатана в третьем номере журнала «Дружба народов» в переводе Н. Чертовой и отдельным изданием вышла в издательстве «Советская Россия».

 

* * *

Если говорить о том, с кем из национальных художников слова перекликается Г. Красильников, то прежде следует назвать Кедра Митрея. Обнаруживается стилистическая языковая близость этих писателей в умении пользоваться лаконичной, но ёмкой по мысли фразой, отбирать чрезвычайно выразительные детали, одним-двумя мазками создавать образ (особенно отрицательных персонажей). Учеба Г. Красильникова <…> шла у классиков русской литературы. У А.П. Чехова Г. Красильников учится умению пользоваться приглушённой мелодией слова (средним регистром), полутонами, изображать «подводное течение», рисовать жизнь в её обычном движении и состоянии («Начало года», «Дочка едет»). В рассказах и повестях писателя обнаруживается шолоховский принцип изображения судеб человеческих, как судеб народных. Г. Красильников усваивает метод Шолохова в постижении и изображении народного характера. Из современных молодых советских прозаиков Г. Красильников высоко ценит В. Солоухина, Г. Бакланова. Большой интерес у него вызывает творческий метод зарубежного художника-реалиста Хэмингуэя.

Писатель обращается к неисчерпаемому источнику народной мудрости – устной поэзии: к народным поверьям, сказкам-былям, песням, пословицам и пр.

Каковы истоки творчества Г. Красильникова? Непосредственное общение с народом, с героями книг. О связи писателя с народом удмуртский поэт М.П. Петров проникновенно сказал в стихотворении «Что стих мой…»

 

Лишь слово народа всесильно и ново,

Оно как природа, как жизнь долговечно…

Учись у народа и силой безмерной

Наполнится песня как спутница жизни.

Учись у народа и будь ему верен…

 

Постоянная связь с тружениками села, глубокое знание того, чем живут люди, делают произведения Г. Красильникова действенными, вызывают горячий отклик у читателя.

 

Источник: Богомолова З.А. О творчестве Геннадия Красильникова: критико-биографический очерк / Зоя Богомолова; Удмуртский научно-исследовательский институт экономии, истории, литературы и языка при Совете министров Удмуртской АССР; Сектор литературы и фольклора.- Ижевск: Удмуртское книжное издательство, 1962.- 80 с.