Век Даниила Гранина
— Я — кто? Я — дилетант, универсальный дилетант. Слово-то это происходит от итальянского дилетто, что значит — удовольствие. То есть человек, которому процесс всякой работы доставляет удовольствие.
Д. Гранин «Эта странная жизнь»
Даниил Гранин (настоящая фамилия Герман) родился 1 января 1919 г. в семье лесника Александра Германа и его жены Анны Бакировны. В 1940 г. окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, работал на Кировском заводе. Оттуда ушел на фронт в составе дивизии народного ополчения.
С 1945 по 1950 г. работал в «Ленэнерго» и научно-исследовательском институте. Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Гранин стал инициатором создания ленинградского общества «Милосердие».
Печататься Гранин начал в 1949 г. Его произведения посвящены научно-техническому поиску, борьбе между принципиальными учеными и бюрократами.
Гранин — кавалер ордена Святого Андрея Первозванного, Герой социалистического труда (1989), Почетный гражданин Петербурга (2005), лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии России, а также премии президента России в области литературы и искусства, премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры, премии Гейне и других.
3 июня президент России Владимир Путин вручил Даниилу Гранину государственную премию за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности за 2016 г.
Первый роман — «Искатели» — о том, как человек, считающий необходимым развитие технологий, боролся с косными чинушами. Второй роман — «После свадьбы» — рассказывал о жизни молодого изобретателя, которого комсомол послал в деревню. Третий роман — «Иду на грозу» — история о учёном, изучавшем природу грозовых облаков и вступившем в конфликт с коллегой-приспособленцем. Наука и её служители были одной из главных тем раннего творчества писателя. А во время перестройки вышел его художественно-документальный роман «Зубр» — о судьбе выдающегося генетика Николая Тимофеева-Ресовского, которого Гранин знал лично. Учёный был обвинён в измене Родине, отправлен в лагерь, выжил там, несмотря на все ужасы, а после освобождения возглавил Уральскую лабораторию, ставшую единственным оплотом советской генетики во время «лысенковщины». Эта биография, открытая Даниилом Александровичем, потрясла читателей.
Но главным потрясением стала «Блокадная книга», написанная Граниным совместно с Алесем Адамовичем на рубеже 80-х годов. Писатели впервые поведали страшную правду о нечеловеческих страданиях людей в осаждённом Ленинграде. В книге использовались рассказы блокадников и их дневники. У произведения была трудная судьба — тогдашний руководитель Ленинграда Григорий Романов не позволял её напечатать. Он считал, что авторы покушаются на героизм, на значение подвига ленинградцев, и «такая книга нам не нужна». «Блокадную книгу» напечатали в Ленинграде только в 1984 году, после того как Романов был переведён на службу в Москву. А не так давно вышло полное её издание, в котором были восстановлены вымаранные советской цензурой главы о случаях каннибализма, неизбежных при любом катастрофическом голоде, о «Ленинградском деле» 1949 года, о разгроме Музея блокады Ленинграда, о судьбах выживших в осаду и избежавших послевоенных репрессий горожан.
Даниил Гранин скончался в Санкт-Петербурге на 99-м году жизни 4 июля 2017 года.
Даниил Гранин рассуждал: «Знаете, все большие художники верили в Бога. И очень многие выдающиеся ученые. Даже яростное безбожье являет собой страх перед Богом. У меня был друг, академик-эмбриолог Павел Светлов. Он мне однажды сказал: «Анализируя все, что со мной произошло от рождения, я понимаю, что жизнь — чудо, человек — чудо, а мы самонадеянно думали, что сами — всё. Я, — говорил Светлов, — изучал, как из клетки получается эмбрион, как он развивается, и меня волновало — когда у человека появляется душа? И где она? И где находится совесть? Совесть тоже божественное явление. Она никакой пользы не приносит, и, кроме мучений, от нее никакого прока нет. А что такое доброта? Это все конституция нашего внутреннего мира. Она записана нам оттуда».
«Он уцелел на войне, хотя воевал четыре года. Это противоестественно. Он вернулся в Город и уцелел в «Ленинградском деле». Это тоже противоестественно. История с этой болезнью и выздоровлением тоже противоестественна. Такая цепь совпадений нереальна…» (Юрий Рост)