Версия для слабовидящих
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система
Шарканского района»

Обзор литературы к конкурсу «Читаем Альберта Лиханова»

08.12.2019

Альберт Анатольевич Лиханов (1935) – известный российский писатель, общественный деятель, создатель и глава Российского детского фонда, автор детской и юношеской прозы.

Своё творчество А. Лиханов посвятил детству. Герои его произведений  — дети, подростки. Искренне, просто и доверительно автор рассказывает об их жизни, о сложностях возраста, о самопознании, самосовершенствовании и саморазрушении юной личности, о становлении отношения к миру.

Лиханов по детству принадлежит к сословию детей Великой Отечественной войны. Поколение Лиханова вырастало готовыми защищать правду от неправды, дать свободу любому народу, где бы он не жил, поделиться хлебом, презирая наживу на беде. Для детей войны хлеб и жизнь – категория единая. Для поколения писателей – детей войны, детство – не предверие жизни, не заповедник счастья,- сама жизнь. Они писали не об играх, не о кошках и собаках – о жизни глазами детей. Главный критерий их произведений – правда.
Мальчики и девочки «Мужской школы» Лиханова, где «Дрянные мальчишки», где «Мерзский возраст» — это не мирок класса, школы, улицы. Это жизнь в огромном мире в свои семь, десять, четырнадцать…

В повестях Лиханова дети знают, какая она подлость, но обязательно имеют в себе великое и светлое. Это верно для трудных ребят и мечтателей повестей светлого круга: «Крутых гор», «Деревянных коней», «Музыки», «Магазина ненаглядных пособий».

Основная тема повести «Последние холода» — голод и дети. Дети знают о своей жестокости. Корку хлеба лучше отдать воробьям, чем шакалам. А «шакалы» — голодные сверстники, у которых нет талонов на суп, овсянку с котлетой, стакан молока. Шакалы вырывают у девочек хлеб, съедают обед у маленьких. И когда пацан, не мигая, смотрит на героя повести, и на виске у этого шакала пульсирует синяя жилка, и когда на губах его шакальих шелестит слово: «Оставь!» — ложка падает из руки, котлета поделена пополам. Война кончилась, «да голодуха отступает медленнее, чем враг».

В конце 60-х страна покончила с нищенством народа. В сёлах вместо стареньких клубов строили Дворцы культуры, для детей – Школы искусств. Комсомол был занят великими стройками и решал проблему свободного времени. Насаждал дискотеки. И никому не было дела дор детей-безотцовщины, до трудных подростков, пополняющих колонии для несовершеннолетних. Государство «малых» бед неоперившихся своих  птенцов не замечало.

Так рождаются повести «Лабиринт», «Обман», «Чистые камушки».   Перед героем повести «Обман» Серёжей Журавлёвым поставлен один из вечных людских вопросов — о совести. Правда и Обман, доброта и корысть соседствуют в мире взрослых. Шаг за шагом Серёжа выбирается из грязи, в которую угодил.

«Чистые камушки» — духовное произведение. В нём прозрение через судьбу мальчика-пятиклассника судьбы русского народа. «Чистые камушки» — камушки, держащие в себе свет. Иное тысячелетие на дворе, иное государство, а они светятся, светят.

Задача произведений, созданных Лихановым в советское время, таких как «Благие намерения» и «Высшая мера» — устыдить общество, ткнуть носом правительство, чиновников, учителей, родителей в проблему, у которой есть решение. «Высшая мера» — повесть-трагедия. Трагедия целой семьи, где каждый расплатился за свои и чужие ошибки, за ряд поступков и решений. И неизвестно, кто же получил высшую меру — те, кто остался жить с тяжким грузом, или кто ушёл к свободе небытия.

В «Благих намерениях» молоденькая выпускница пединститута Надежда Георгиевна случайно оказывается воспитательницей сирот-первоклассников. Но выбор ее прям и благороден, она хочет, чтобы у каждого ребёнка была семья. Тяготы чужого предательства она принимает на себя и служит детям.
Произведения, написанные в последние годы, иные – «Никто», «Сломанная кукла», «Слётки». В романе «Сломанная кукла» деньги и власть калечат жизнь славной, чистой, милой школьницы Маси, которую не спасают ни благополучие, ни мамина любовь. Роман «Никто» — одно из самых драматичных произведений А. А. Лиханова. Современная «рыночная действительность» перемалывает судьбу паренька из детдома — Коли Топорова, которого бандиты именуют прозвищем Никто.

В «Слётках» — современная история, криминал. Налицо все проблемы рыночной жизни. Война на Кавказе, скинхеды местного разлива, киллер. Капитализма в России пока что нет, есть бандитизм, в том числе государственный. Ежедневный, ежесекундный грабёж всего: недр, земли, лесов, рек, озёр и сознания человека.

«Слётки» Лиханова – развёрнутое полотно этого бандитизма. Казалось бы, всё уже присвоено, ограблено. Так нет! Людей, пытающихся жить по совести, всё ещё верящих в человеческие идеалы, бьют под коленки, чтоб согнулись, рухнули, чтоб забыли своё русское, чтоб признали себя – сами признали – рабами.

Слётки – молодые птицы, имеющие крылья, но не успевшие научиться летать. Порхнули из гнезда и рухнули наземь. Лёгкая добыча для зубов, для смерти.

За каждой фразой «Слёток» — безмолвный стон безнадёжности. Народ уже осознал полную беспомощность, принял поругание имени своего, но живёт. Как живут слётки, пока не пришла кошка.

«У нас, у русских,- говорит нам всем Лиханов,- даже нет мужчин, которые по природной сути знали бы свою ответственность перед народом, перед Богом. Не оставь слёток без помощи. В детях будущее твоей земли». Героиня произведения замечает: «Мужик расейский смирный. Если чего не по нему, дак напьётся и мирно уснёт. Разве что бабёнок своих поколотит. Вот и вся смута».

Это не роман. Это крик… А что ещё остаётся? Закричать, завыть во всю нашу боль или смолчать…

Уроки Лиханова – уроки нашей жизни.

Выбор за читателем. Судьбоносный! Тот самый: быть или не быть?

 

Литература:

В. Бахревский Образ: вступит. ст. / В.Бахревский, Л.Звонарёва // А. Лиханов Собрание сочинений в 7 т.: Т. 1.- Москва: Книжный Клуб Книговек, 2010.- С. 5-14

 

Подготовила Н.А. Боталова, библиограф методико-библиографического отдела