Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система Шарканского района»

График работы

Зимний график:
понедельник – пятница 8:00 – 18:00
суббота 9:00 – 16:00
воскресенье – выходной

Дорога, ставшая судьбой

17.04.2020

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Шарканская районная библиотека»

Методико-библиографический отдел

Отдел обслуживания районной библиотеки

Конкурс научно-исследовательских работ

«РОДИНА МОЯ – УДМУРТИЯ-2020»

Номинация к 75-летию Победы

в Великой Отечественной войне

«Дорога, ставшая судьбой»

(строительство железной дороги

Ижевск-Балезино)

Работу выполнили:

Боталова Нэлья Алексеевна, библиограф,

Вьюжанина Людмила Викторовна,

библиотекарь отдела обслуживания

районной библиотеки

Шаркан, 2020

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..С. 3

История строительства железной дороги Ижевск-Балезино ……………..С. 4

Строители железной дороги из Шарканского района……………………. С. 8

Заключение……………………………………………………………………С. 20

Список литературы……………………………………………………………С. 22

 

 

Введение

Тема «Удмуртия в годы Великой Отечественной войны» в настоящее время актуальна. Мы должны всегда помнить о том, что рядом с нами живут пожилые люди, которые в те грозные военные годы ценой неимоверных усилий, а некоторые и ценой своей жизни приближали победу. Мы должны быть всегда благодарны ветеранам войны и труженикам тыла. Работая по этой теме, необходимо, во-первых, осветить события военной истории 1941-1945 годов. Во-вторых, — рассказать о тружениках тыла, ветеранах войны Шарканского района, которые принимали участие в строительстве железной дороги.

Актуальность темы заключается в том, что мы в своей работе изучаем малоосвященную тему, подвиг тыла в годы Великой Отечественной войны.

Цель работы : изучить, собрать и сохранить материал о строительстве железной дороги Ижевск – Балезино.

Объект исследования : Строительство железной дороги Ижевск – Балезино.

Предмет исследования : Трудовой подвиг строителей железной дороги Ижевск – Балезино Шарканского района.

Теоретическая значимость заключается в следующем: в своем исследовании мы характеризуем трудности строительства железной дороги в годы Великой Отечественной войны по воспоминаниям и наше исследование напоминает всем о значимости тыла в Победе над фашисткой Германией.

Для написания работы мы использовали следующую литературу: брошюру «Дорога мужества Ижевск-Балезино», документальные свидетельства из книг «Ветераны Удмуртии», сборник воспоминаний ветеранов Шарканского района о военном времени «Память детства», выпущенный в 2015 году Шарканской типографией, статьи из местной газеты «Вестник».

 

История строительства железной дороги Ижевск — Балезино

Уральский край по праву называют родиной железных дорог России. В 1834 году тагильскими крепостными крестьянами Е.А. и М.Е. Черепановыми был изобретен «пароходный делижанец» и чугунная дорога для него.

Это изобретение послужило импульсом для железнодорожного строительства страны. И только в 70-е гг. XIX века, когда железные дороги уже появились в центральных и северо-западных районах России, было развёрнуто железнодорожное строительство на Урале.

Народы, населяющие Уральские и Волго-Вятские регионы о строительстве железной дороги мечтали более века. Южные и северные районы Удмуртии с запада на восток пересекали две центральные железнодорожные линии Москва – Свердловск, одна – Пермская, другая – Казанская. Грузопотоки с Урала и на Урал росли ежегодно. Заводы Урала, Ижевска, Казани требовали большого количества металла, станков, оборудования, леса, каменного угля, торфа. Население северных районов Удмуртии нуждалось в связи со своей столицей – Ижевском. Но добраться до него поездом можно было или только через Москву, или через Свердловск.

Изыскательные работы по строительству соединительной дороги Воткинский завод — Пермская магистраль начались ещё в 1912 году. В 1913 году было уже 2 проекта: Воткинск — Нытва и Воткинск — станция Вознесенская. Первая мировая война, острая не нехватка средств – отложили проекты в архивы.

Жизнь упорно требовала дороги. Новые изыскания начались в 1931 году. Родился третий проект строительства дороги Ижевск — Балезино.

Началась Великая Отечественная война.

Город Ижевск превращается в главную кузницу советского оружия, сюда прибывают эвакуированные с западных областей оборонные заводы. Потребовалось огромное увеличение поставок стали, металла, топлива, оборудования, продовольствия.

Государственный Комитет Обороны даёт срочное задание Наркомату путей сообщения построить рокадную железную дорогу Балезино – Астрахань. Учитывая, что Ижевск уже связан с южной дорогой через Агрыз, а на север к Пермской дороге уже проложен 46-километровый путь до станции Чур было решено построить участок важной стратегически-соединительной железной дороги по линии Ижевск – Пибаньшур. Это строительство Наркомат поручил своему военному управлению № 31, а строительство дороги получает номер 38.

Так, далеко от линии фронта, в заболоченных лесах Удмуртии начинается строительство железной дороги Ижевск – Балезино (стройка 31-38). Сюда прибывает срочно воинская часть железнодорожников с техникой. И строительство по всей 146-километровой трассе началось. Но недолго шло оно: в лютые декабрьские морозы 1941 года воины-железнодорожники были отправлены на защиту Москвы.

Но остановить строительство было нельзя: фронт требовал оружия. Бюро Удмуртского обкома партии принимает 25 декабря 1941 года постановление.

Из Постановления Совнаркома УАССР и Бюро обкома ВКП (б)

«О строительстве железной дороги Ижевск – Балезино»

Приступить к строительству железной дороги Ижевск – Балезино с 1 января 1942 года. Привлечь для строительства дороги в порядке трудгужповинности колхозников: 12 тыс. человек пеших и 4 тыс. конных.
Распределение по районам утвердить.

Установить объём работ, выполняемых колхозниками: 600 тыс. куб. м, баласта – 50 тыс. куб. м, перевозка леса – 14 тыс. куб. м.

Обязать первых секретарей райкомов ВКП (б) и председателей исполкомов райсоветов обеспечить вывод рабочей силы к 1 января 1942 года, обеспечив их необходимым инструментом (пилы, топоры, лопаты, ломы, кирки и клинья), продуктами питания, тёплой одеждой и лошадей фуражом на месяц, не допуская в дальнейшем перебоя в снабжении, а также подготовить сани с ящиками для перевозки земли и балласта.
… Предложить райкомам партии подобрать и командировать на строительство для проведения политико-массовой работы среди колхозников по 5 человек партийного и по 10 человек комсомольского актива.

Зам. Председателя Совнаркома Удмуртской АССР А. Соловьёв

Секретарь Удмуртского обкома ВКП (б) А. Караваев

 

Начальником строительства был Василий Филиппович Воробьёв. Строительство дороги Ижевск – Балезино было тщательно засекречено – никаких упоминаний в прессе, радиопередачах тех лет о том, что вся Удмуртия строит железную дорогу, не было. Известно лишь, что в строительстве объекта 31/38 (так тогда обозначались работы на трассе Ижевск – Балезино) приняли участие 29 районов республики. У каждого района был свой участок работы. Так появились Кулигинская, Шарканская, Балезинская выемки. Эти участки трассы районы целиком заканчивали сами. Работа оказалась намного сложнее, чем рассчитывали строители и проектировщики.

Вереницы телег, крестьянских саней пробирались по заснеженным лесным дорогам, а если не было возможности проехать, люди шли по пояс в снегу, неся с собой продовольствие и инструменты. Уполномоченные райкомов партии, исполкомов и сельсоветов ещё до прибытия строителей из районов отправились на лыжах вдоль трассы делить её между колхозными отрядами: вот от этой ёлки до той – ваш участок, товарищи, далее – соседский.

На стройке почти все работали в лаптях, но в воде они быстро намокали. И поэтому нередко старикам, женщинам и детям приходилось работать по колено в воде и босиком.

Повсеместным явлением было отсутствие малых строительных механизмов. Как и на многих других работах военного времени, на прокладке новой железнодорожной магистрали преобладал ручной труд. Люди работали в основном со своим инструментом — топорами, пилами, лопатами. При дефиците строительной техники и механизмов простая тачка была едва ли не единственным механизированным средством. Предприятия республики изготовили для стройки 308 т сортового металла и поковок, 286 т костылей для укрепления рельс, заготовили и отправили 26 тыс. кубометров лесоматериалов.

 

Кекоранский участок стройки, по мнению большинства очевидцев, был самым тяжёлым, самым трудным.

«Кекоранский обход» — эти слова памятны женщинам и подросткам военных лет. 11-километровый обход у Кекорана оказался самым «крепким орешком» на строительстве железнодорожной ветки, здесь пришлось «сдвинуть» более миллиона кубов земли, делая насыпь высотой в 5-этажный дом, да и выемки не меньше. Руководителем работ на этом участке был Алексей Иосифович Мищенко. Кекоранская выемка должна была иметь глубину до 14,5 м и протяжённость более 500 м. Сложность строи строительства заключалась в том, что грунт кекоранской выемки был непригоден для отсыпки в близлежащие насыпи. Поэтому руководство строительства и представители «Взрывпрома» по предложению А.И. Мищенко приняли решение вырыть колодцы, заполнить их взрывчаткой и взорвать.

Всего в Кекоране было вырыто 17 колодцев сечением 2х2 м и глубиной от 8 до 14 м, общий вес заложенной взрывчатки составил 93 тонны.

Опубликованные воспоминания и источники устной истории зафиксировали условия труда строителей дороги. Колхозники Шарканского района работают на строительстве Кекоранского хода железной дороги Ижевск — Балезино.

 

Известный сегодня поэт О. А. Поскребышев, а в свои 14 лет один из многотысячной армии участников строительства железной дороги Ижевск — Балезино, выразил свои чувства о пережитом в следующих строках:

 

Землянки. Телеги. Ухабы.
Клячонки. Лопаты. Дыжки.
А возле – мальчонки, да бабы,
Да словно пеньки, старики.
Как будто на память кто сыпнули –
По краю растет лебеда.
Кто скажет, что ели тут сытно,
Тот с нами здесь не был тогда.
И тянутся рельсы, как повесть
Великих трудов и забот.

Кто скажет, что было легко здесь,
Тот снова жестоко солжет.
Ах, думалось, этой ли силе
Уступит земля свою власть!
Ее мы слезами мочили,
Чтоб легче лопатой бралось.

 

 

Примеров трудового героизма строителей дороги из Шарканского района можно привести множество.

 

 

Строители железной дороги из Шарканского района

Из воспоминаний Михаила Ивановича Аверкиева (Порозово)

Я родился 29 ноября 1928 г. в д. Кулак-Кучес Шарканского района. В мае 1942 года женщин со стройки железной дороги «Ижевск-Балезино» отправили домой пахать и сеять, а в августе – пахать и жать. Девушек в 17-18 лет тоже оставили дома, чтобы жать зерновые. А вместо них на стройку послали девочек и мальчиков 12-15 лет. Мне тогда было 14 лет. Наш Шарканский район строил дорогу на одном из самых трудных участков около деревни Кекоран.

Здесь была высокая гора и глубокий лог. Доро Дорога проходила как раз по логу. Чтоб построить полотно железной дороги на этом участке, землю брали из горы. Ночью её подрывники взрывали, а днём лопатами грузили землю на вагонетки и подвозили к месту. Летом ладно, жара костей не ломит. Но наступили осенние непогожие дни и зима – вот тогда мы помучались. Все были очень плохо одеты, мёрзли, болели, умирали. Некоторые жили на квартирах, а большинство подростков жили в землянках. Начальником стройки в Кекоране был Пушин Василий Иванович, тогда в Шаркане он работал заведующим земельным отделом. Продукты брали на месяц. На стройке отпускали хлеба по 500 грамм в сутки, каши варили в очень больших котлах. Многие девочки и мальчики получали травмы, а врачей здесь не было. Летом не хватало питьевой воды. Жители Кекорана на замок закрывали ворота и свои колодцы. Единственным источником питьевой воды был ручеёк, который был вечно грязным, он не успевал отстаиваться, поэтому пили грязную воду.

 

Из воспоминаний Евы Андреевны Пислегиной (д. Ниж-Казес).

Я родилась в д. Восток Шарканского района 27 февраля 1932 года. Семья у нас была большая: 12 детей у родителей, да ещё 6 детей у сводного брата отца. Жили тяжело, но дружно. Отец мой, Андрей Никитьевич, был председателем колхоза. Довелось работать и на строительстве железной дороги Ижевск – Балезино. Отца назначили старшим бригадиром по вербовке рабочих, и он почти всю деревню уговорил ехать на строительство этой дороги. Много нас собралось тогда из двух деревень – Восток и Верх-Казес. На 8 лошадях мы уехали в неизвестность. Тяжело было, жили кто в бараках, кто на квартире. Вставали в 4 часа утра, ложились после 12 часов ночи. В дождь ли, в грязь ли, в жару – надо было выполнять план. Многие не выдерживали и бежали, но их ловили и возвращали обратно. Бывало, и избивали за побег. Наша бригада работала дружно. Отец нас всех подбадривал: вот план выполним и домой вернёмся. Может быть, поэтому недолго работали мы на строительстве дороги.

Из воспоминаний Зинаиды Фёдоровны Ильиной (д. Порозово).

Я родилась 12 августа 1933 года в д. Кусогурт в большой крестьянской семье. У родителей семеро детей было: четыре сестры и три брата. Ещё жил с нами брат отца, слепой с рождения. Три брата ушли на фронт. Отца взяли в трудармию. Отец Аверкиев Фёдор Кириллович четыре года служил в Кекоране охранником, охранял будку с серой. Когда строили железную дорогу Ижевск-Балезино, этой серой взрывали горы, неровные места.

Из воспоминаний Тамары Степановны Казаковой (с. Шаркан).

Родилась 29 февраля 1929 года в с. Шаркан. В семье Степана Гавриловича и Евдокии Степановны Тихоновой была восьмым ребёнком, за ней родился девятый ребёнок. Тамаре было 9 лет, когда умер отец и 12, когда началась война… У мамы здоровья уже не было, а на строительство железной дороги «Ижевск-Балезино» требовались рабочие руки. В Кекоран от колхоза вместе с другими ехали сёстры Клава и Тамара. Клава, закончив 10 классов Шарканской школы, поступила на работу в уполминзаг и на дорогу больше не ездила. Тамара Степановна вспоминает, что подружек её, которые просто техничками работали – не в колхозе – в Кекоран не посылали. На стройке работали только колхозники.

— Очень тяжело было. Я на откосах работала, лопатой под уровень надо было равнять землёй, всё время вниз головой. Мастер, помню, с усами как у Якубовича, нас контролировал – Жариков его фамилия. И уполномоченные за нами смотрели, Пушин был одним из уполномоченных, он с сыном там находился… Спали в шалашах из еловых веток. И под собой еловые ветки. Если шёл дождь всё протекало. На работу идём промокшие… Еду готовили сами на костре. Какую? Похлёбку из лебеды. В неё добавляли немного крупы ячневой или муки, которую привозили из дома, картошки не было. 200 г. хлеба давали в день, если норму выполнишь. Потерпишь так недели две и домой сбегаешь. Доводилось и мне убегать с подружками. Пешком через Як-Бодью шли. Всё время хотелось есть, и мы лезли в чужие огороды зелёный лук воровать. До дома доберёмся, а там тоже какая еда – сваренный отжатый осот с обратом, молоко-то сдавали.

 

Из воспоминаний Анны Александровны Калининой (Малых)

(с. Шаркан).

Родилась 25 ноября 1929 года в д. Самойловка Шарканского района. Родителей не помню. Знаю, что отец – Малых Александр. Когда умерла мама, мне было всего 2 года. Отец женился на другой, мачеха плохо относилась ко мне, бывало, из-за стола выгоняла.

Когда началась война, отцу пришла повестка. Он собрал котомку, обнял меня и ушёл. Пришла похоронка и всё.

Когда началось строительство железной дороги «Ижевск — Балезино», нас с подружкой Воронцовой Эммой отправили в Кекоран. Эмма была чуть постарше меня, и её мама Зоя меня жалела. Когда мы уезжали на работу, она продуктов дочери положила много, поэтому Эмма всегда со мной делилась. Ещё мне запомнился один дяденька. Он часто шутил надо мной: «Эй, сучкоруб, сама с пенёк, ела ли что-нибудь?» Я молчу. Сходит в барак и что-нибудь вкусненькое даст мне.

В Кекоране жили в бараке, полати были в три этажа, но всё равно было холодно. Одежду кое-как успевали высушить, благо дрова были, буржуйку топили всю ночь, дежурили по очереди. Мы, малолетки, просыпали, но меня не ругали, знали, что я сирота. Я с подругой спала на второй полке, прижмусь к ней, обниму вместо мамы и сплю. Так в лесу я проработала 5 лет. Всего натерпелась, насмотрелась. Хорошо ещё, что в то время люди добрые были, мне работу давали полегче: то сучки рублю, то сжигаю их на костре. Постарше ребята и брёвна уже пилили. Когда закончили работать на строительстве дороги «Ижевск-Балезино», я к мачехе уже не вернулась. Заработала я медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг».

 

Из воспоминаний Людмилы Фёдоровны Чазовой (с. Шаркан)

Родилась 15 января 1926 года в д. Бадьярово Шарканского района. Родители, Чазовы Фёдор Никандрович и Наталья Лазаревна, работали в колхозе. Мне было 15 лет, когда началась война.

На станции Угловая расчищали лес для строительства железной дороги «Ижевск-Балезино». С подругами работали на расстоянии 2 км друг от друга. Ели то, что было привезено из дома. Хлеб привозили из ближайшей к станции деревни. Я всё время плакала, так хотелось домой. Один раз ко мне приезжала мама.

Когда работала в Кекоране, жили в конюшнях, спали на соломе. Я была маленького роста и меня всегда жалели: когда спали, меня ложили в серединку, чтобы мне было тепло.

 

Из воспоминаний Никоновой Пелагеи Евсеевны

Пелагея Евсеевна Никонова, уроженка д. М-Казес, вспоминает: «С малых лет пришлось работать в колхозе, выращивали лён, работала молоковозчицей.

Когда началась война и всех мужиков забрали на фронт, меня, 18-летнюю девушку поставили бригадиром в колхоз «Горд кизили». Три года проработала бригадиром. Ни свет, ни заря уходила на работу, а возвращалась уже ночью. Где только не пришлось работать: в Нылге на строительстве дороги, в Кекоране на строительстве железной дороги Ижевск – Балезино, в п. Игра – на лесозаготовках. Было дело – убегали, не выдерживали, их ловили, связывали и снова заставляли работать за 600 г. хлеба из ржаной муки с лебедой.

В п. Игра работали вместе с немцами Поволжья, которые очень удивлялись, как можно на хрупкие женские плечи возложить такие тяжести. У немцев женщины не работали, мужчины кормили семью. Видимо, с тех военных лет, когда мужчины были на фронте, женщины взвалили на свои хрупкие плечи все тяжести жизни, и до сих пор во многих семьях женщины везут этот воз.

Из воспоминаний Вахрушевой Елены Ивановны

После вручения юбилейной медали в канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Елена Ивановна Вахрушева расчувствовалась и говорит, что этот день стал для неё одновременно и радостным, и грустным. Грустным от того, что эта проклятая война лишила её детства и двух братьев, радостным от того, что встречает 70-летие Великой Победы.

Родилась Елена Ивановна в д. Сильшур. В семье Корепановых Ивана Павловича и Анны Максимовны было пятеро детей. Двойняшек Лену и Валю деревенские не различали. Встретив на улице, спрашивали: «Кто из вас Валя, а кто Лена?».

На восьмом году жизни, неудачно упав, Валя умерла. Я, наверное, на этом свете и за неё живу, — рассуждает Елена Ивановна.

Её юность прошла на строительстве железной дороги Ижевск – Балезино. «От воспоминаний об этой дороге «мурашки» по телу. Жили мы в палатках. Руки не заживали от мозолей. Стёртые до крови от носилок, их перебинтовывали и снова шли работать».

Тяжёлый, изнуряющий труд изматывал. Часто молодёжь решалась на побег со стройки на один-два дня, чтобы помыться в бане, или повидаться с родными. «Дезертиров» ловили и снова возвращали на стройку.

Однажды решилась на такой поступок и Елена Ивановна.

— Мы с подругой Майей сбежали. Два дня шли, не останавливаясь даже на ночлег. К вечеру пришли домой, а навстречу мама идёт с коромыслом. От недоедания худая — худая, коромысло, чтобы кости не натирало, фартуком обвязано.

 

Из воспоминаний Горемыкиной Эмилии Семёновны

18 июня 1941 года нам выдали аттестат об окончании Шарканской средней школы. Мы тогда собирались ехать в Ижевск с концертом. Но 22 июня началась война. И всё изменилось. До декабря работала политпросветинсектором. А потом меня с Калистой из райздравотдела с книгопередвижкой послали на строительство железной дороги Ижевск – Балезино. Поехали через Сюрсовай, доехали до Карачумского сельсовета Зюринского района. Направили нас в деревню Троицкое. Поселили нас с Калистой на квартиру, где жил Макаров, секретарь Шарканского райкома партии (в то время он тоже работал на строительстве железной дороги). В каждом доме жили помногу. Работали в лесу в четырёх километрах от деревни Троицкое: валили лес, корчевали, землю вывозили.

Зима в тот год была лютая. Но люди работали: ни тракторов, ни машин не было, орудиями труда были лопата, кирка, топор, поперечная пила, лом. Днём работала табельщицей, а вечером выдавала книги. Еду готовили на костре в вёдрах, чай грели в котелках, варили суп, пекли картошку. Продукты привозили из дома кто что мог. Лошадям кормов не хватало. Но Макаров был пробивной человек, ездил по близлежащим деревням, искал фураж, солому и находил. Работала на строительстве железной дороги до конца марта.

 

Хохрякова Вера Анисимовна из воспоминаний дочери

Жительнице Шонер Вере Анисимовне Хохряковой было 10 лет, когда началась война. Ушла из жизни мама, взяли на фронт отца, откуда он уже не вернулся. Девочка воспитывалась у старенькой бабушки.

Ходила в школу, выполняла работу по дому. Учёба давалась ей легко. Но закончить школу не удалось. Лишь неделю проучилась Вера в 7 классе – вместе с подругами увезли её на строительство железной дороги Ижевск – Балезино. Тяжело было и голодно. До сих пор со слезами на глазах вспоминает Вера Анисимовна, как обессилевших от недоедания и убежавших домой за продуктами девочек надсмотрщики исхлестали плётками и увезли обратно на дорогу.

На строительстве железной дороги проработала три года.

 

Меньшикова Марина Григорьевна о бабушке Меньшиковой Фёкле Митрофановне

Меньшикова Фёкла Митрофановна родилась в 1909 году в д. Верх-Сюрзя Шарканского района. Семья была крестьянская, крепкая, у её родителей было 11 детей. Их семью раскулачили, хотя ничего лишнего у них не было: 2 коровы и подросток, лошадь с жеребёнком и подросток. Отобрали и землю.

У бабушки было три класса образования. Работала в колхозе конюхом. Участвовала в строительстве старого Аэропорта в г. Ижевске и железной дороги Ижевск-Балезино, на Кекоранском участке, ст. Чусовае.

Работали и жили в адских условиях, спали под телегами, даже в октябре. Женщины грузили и возили землю тележками, мужчины – на лошадях. Всю тяжёлую работу выполняли женщины и подростки. Дисциплина была строгая. У бабушки была больная сестра, когда она умерла, бабушке даже не дали с ней попрощаться. Она сбежала, добралась до Шаркана, но её вернули обратно.

После переезда в Шаркан работала на верхнем производстве, вязала банные вехотки.

 

Широбоков Артём (МБОУ Порозовская СОШ) рассказывает о своей прабабушке Тамаре Афанасьевне Широбоковой.

Родилась она в 1930 г. в деревне Пустополье. Училась в Большом Билибе, окончила 4 класса. Участвовала в строительстве железной дороги «Ижевск-Балезино». Сначала там работали её сёстры Саша и Ная. Но от тяжёлой работы Саша заболела. Вместо неё послали Тамару. Сашу выходила деревенская знахарка, в больнице лекарств не было. Продукты у них воровали. Зимой хранили картошку под снегом, и никто не находил её. Лапти плести научилась сама от деда Трифона. Награждена Почётной грамотой и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг».

 

Северенюк Алина (МКОУ Вортчинская СОШ) рассказывает о своей бабушке Агнии Павловне Пьянковой.

В 1941 году ей было 16 лет. Она работала на строительстве железной дороги «Ижевск-Балезино». «Вначале дети носили землю на отведённое для дороги место, делали насыпь, затем привозились камни, которые нужно было выстелить поверх насыпанной земли таким образом, чтобы ни один камень не двигался с места, плотно-плотно. За нами в нескольких местах следовали взрослые, которые, если что-то у нас не получалось, помогали, объясняли, как правильно и как лучше сделать. В стороне Кекорана не было равнинной местности. Нам попадались то возвышенности, то низины. А дорога должна была идти ровно, без подъёмов и спусков. И мы копали там, где были горы, носили землю туда, где был лог». – рассказывает моя бабушка.

Во время строительства дороги работников расселяли в ближайшие от места работы деревнях. Жизнь в одном из населённых пунктов навсегда осталась в её памяти. Это было в Лысово (Лысо – как называют её удмурты). Она и её подруга Лиза поселились у одной старой женщины. Когда возвращались с работы, несмотря на усталость, помогали ей по хозяйству: пололи грядки, кололи дрова, мыли полы, убирали сено… Благодарностью служила еда, которую готовила им эта бабушка, и тёплый кров, ведь многие ночевали в шалашах и на сеновалах.

«Было трудно, очень трудно. И некоторые, не выдержав, бежали. Я и Лиза один раз тоже решились на побег. Тихонечко, чтобы никто не увидел и не услышал, мы пробрались через огород бабушки и вышли в поле – и тут услышали топот копыт. Ну мы перепугались, конечно. И… Решили повернуть назад. Ведь, если бы нас поймали, то наказали бы. А на следующий день паи тех, кто убежал, отдали нам – в благодарность, что мы остались терпеть и трудиться. Когда мы вернулись с буханками хлеба к ба бабушке, она не хотела нас пускать домой: никак не могла поверить, что хлеб был не краденный, а честно нами заработанный. Помог сосед, который объяснил ей, в чём дело», — вспоминает бабушка.

 

Широбокова Алина (Вортчинская ООШ) о прабабушке Валентине Васильевне Широбоковой.

Моя прабабушка Широбокова Валентина Васильевна родилась 1 декабря 1924 года. В семье было пятеро детей: три брата и две сестры. Родители, Смирновы Василий Степанович и Дарья Тимофеевна работали в колхозе. Отец умер рано, в 1936 году, поэтому матери пришлось одной воспитывать детей. В начале войны они жили в деревне Ляльшур. Прабабушке было 17 лет. Она работала на строительстве железной дороги «Ижевск — Балезино». Она вспоминает о тех суровых днях: «Работали в лесу: валили лес, корчевали пни, рыли стылую землю. Стояли лютые морозы, но люди работали несмотря ни на что. Не было такого понятия – выходной день. Не было тракторов и машин. Всё делалось вручную. Продукты брали с собой из дома. А иногда ели траву или кору деревьев. Лошадям корма не хватало, и они умирали. Некоторых пускали на убой. Работали дотемна, пока глаза видят. Жили в шалашах и бараках. Весной брёвна переправляли по реке».

 

Иванова Алёна (МБОУ «Сосновская СОШ) о бабушке Ивановой Валентине Александровне.

Моей бабушке, Ивановой Валентине Александровне, было 15 лет, когда началась война. Особенно тяжело ей вспоминать о работе на строительстве железной дороги Ижевск-Балезино. Дети, подростки работали наравне со взрослыми. На носилках таскали песок, а затем на лошадях увозили его в карьер. Есть было нечего, поэтому подростки убегали со стройки, но их возвращали обратно. Питались в основном болтушкой из муки и воды. Ели крапиву, кисленку, которую трудно было уже найти в округе. Но трудились упорно, зная, что это нужно для победы.

Ирина Петровна Говязина (в девичестве – Скокова) вместе с 4 девушками летом 1942 года была направлена из деревни Анисимовка Шарканского района на строительство железной дороги в Кекоран:

«Жили мы в землянке, которую вырыли сами. Спасли прямо на земле, постелив ветки. Зимой жили на квартирах в Кекоране. Был сильный голод. Колхоз нам давал только 2-3 кг муки на одного человека, их нужно было протянуть на 3-4 недели. Еду готовили сами, собирали крапиву, щавель, бросали в котелок, добавляли муку и ели этот суп.

Никаких медицинских средств не было: раны свои засыпали землёй, заматывали тряпкой и работали дальше. Лопаты, тачки и носилки делали прямо здесь, а лошадей посылали из своего колхоза. Одна из моих лошадей от голода упала замертво. Её тут же закопали под насыпью».

Жизнь есть жизнь, и было в ней место всему – и надсадному труду, и слезам, и горю, и веселью, и даже… любви. Казалось бы, чему может радоваться человек, помещённый в горнило тяжелейших трудностей?

Да всему! К примеру, победам наших войск на фронтах, хорошей погоде, душистому горячему чаю, настоянному на ароматных удмуртских травах.

А ещё комсомольцам-активистам удалось организовать на трассе концерты художественной самодеятельности. Возможно, во время этих концертов, выступлений, непродолжительного отдыха между тяжёлой работой люди получали возможность лучше присмотреться друг к другу, ближе познакомиться и даже влюбиться!

Так жительница деревни Вортча-Починок Шарканского района Глафира Аникина познакомилась со своим будущим женихом на Кекоранском участке.

 

Воронцов Матвей (Сюрсовайская школа) о прабабушке Воронцовой (Перевозчикова) Таисии Васильевне

Воронцова (Перевозчикова) Таисия Васильевна — труженица тыла. Работала на строительстве железной дороги Ижевск – Балезино, на Кекоранском участке возле д. Кекоран. Вот что помнит мама из рассказов бабушки. «Жили в бараках. Спали на деревянных нарах. Народу было очень много. Кормили плохо. Запомнился один случай. Лошадь, обессилев, упала и умерла, нам было жалко лошадь, но в то же время мы были рады, потому что из мяса варили похлебку. Работали в лаптях. Одежда на морозе застывала, стояла колом. Многие заболевали, умирали. Однажды решили с подружкой сходить до дому, соскучились по родным. Тихонько сбежали. Не успели дойти до дому, как приехали верховые на лошадях, нас арестовали и сопроводили обратно».

Прабабушка имела награды «За доблестный труд», а также юбилейные медали Великой Отечественной войны, медалью и орденом «Материнская слава».

Прабабушки уже нет в живых, но наш долг не забывать о той страшной войне, о тех, кто спасал Родину не жалея себя.

 

Кузнецов Владислав, ученик 7 «В» класса МБОУ Шарканская СОШ о прабабушке Наговицыной Розе

 

Моя прабабушка Наговицына Роза (Лидия. Это имя дали ей при крещении, и оно больше прижилось в семье) родилась в 1927 году в Шарканском районе в д.Н.-Казесс (Шегьян). С 8 лет она вместе с другими ребятами работала на колхозных полях (пололи рожь, пшеницу, дергали лен). Ходила в школу.

Война началась, когда Лидии Терентьевне было 14 лет. Все внимательно слушали Левитана каждый день.

В 1942 году прабабушку отправили строить дорогу Ижевск-Балезино. Сначала она вместе с другими ребятами работала в деревне Лысо Ижевского района. «Старики и юноши ездили на лошадях, а мы копали землю и бросали ее в длинный большой ящик. Потом юноши и мы этот ящик переворачивали, высыпали землю на дорогу. Спали в чуме», — вспоминает Лидия Терентьевна. Работа была очень трудной. Все сильно уставали. Многие ребята сбегали домой. Потом прабабушка работала в Кекоране. Там все спали в лесу в балагане, сделанном из еловых веток. Когда становилось холодно, их отправили на квартиры.

Когда прабабушка была в родной деревне, приехал мастер звать на работу в ФЗО на завод в г. Воткинск. Сначала Лида 6 месяцев училась работать на заводе за станком. Потом работала на заводе. Из-за непосильной работы многие дети сбегали домой. «Я тоже с подругами сбегала. Но мама меня отправляла обратно: «Терпи. Вас там кормят, одевают. Терпи, дочка!» Я терпела. А тех, кто не возвращался на завод, сажали в тюрьму».

Прабабушка работала на заводе в 29 цехе. «Мы работали на больших станках со слесарями. Слесари, глядя на нас, кричали: «На войне юноши гибнут, а девчонок с нами на такие станки, верстаки отправляют работать. Что за власть! Сюда калечить отправляют детей!»

Прабабушка работала курьером, работала на фрезерном станке, кладовщицей. Трудно было, но терпела.

Ярким событием в памяти останется Победа. «Всех рабочих вывели на улицу. Люди каждого цеха ходили строем с флагами. А мы на дороге стояли, смотрели, кто-то соорудил безобразное чучело Гитлера, и его возили на машине. Целый день не работали. Для всех это был праздник! Некоторые плачут, некоторые смеются. Прыгают, танцуют. Все радуются Победе!»

После войны жизнь не сразу наладилась, порою было еще труднее. «На заводе нам давали 300 грамм хлеба. Этого было мало. Мы ходили на базар и покупали там «тошнотики» (лепешки из гнилой или замерзшей картошки, смешанной с травой). Долго мучались».

В 1954 году Роза Терентьевна вышла замуж за Наговицына Николая Григорьевича. После съемной квартиры в Воткинске вернулись в родную деревню. У них трое детей.

Прабабушка работала в Шаркане санитаркой в хирургическом отделении, потом в цыплятнике, на стройке. Затем работала в Шегъяне в колхозе на ферме: кормила телят.

Моя прабабушка — ветеран трудового фронта, труженица тыла. Имеет награды и юбилейные медали.

Я восхищаюсь терпением своей прабабушки. Сегодня ей уже 93 года. Но до сих пор в памяти живут слова матери, данные ей как завет: «Терпи, дочка…» Я горжусь своей прабабушкой. Стараюсь ей во всем помогать.

Загребина Полина, учащаяся 4 класса Сюрсовайской школы о прадеде Загребине Анатолии Александровиче

Мой прадед Загребин Анатолий Александрович (09. 04.1926 -17.05.2015 гг.) родился он в деревне Куреггурт Шарканского района. Началась война, когда он закончил 7 классов.

Загребина Александра Михайловича – отца прадеда забрали на фронт. А его подростка отправили на строительство железной дороги Ижевск –Балезино в Якшур-Бодьинский район, деревню Кекоран.

Со слов прадеда, работали они с раннего утра и до позднего вечера. Один раз даже хотели убежать, но их поймали, и вернули обратно. Жили в шалаше. Кормили очень мало и плохо. Главным девизом на стройке было «Всё для фронта. Всё для Победы!»

«Почти четыре года строили эту проклятую дорогу, — говорил мой прадед, — очень много народу умерло в это время, кто-то от болезни, кто-то от голода, не все смогли дожить до окончания войны».

Мой прадед являлся участником трудового фронта.

 

Заключение

Строительство железной дороги Ижевск — Балезино стало великим испытанием на стойкость, выносливость, мужество, верность долгу. Ее участники выдержали все — и голод, и холод, и бытовые неудобства.

В конце января 1943 г. между д. Меньил и д. Люк встретились две колонны (южная и северная) строителей железной дороги Ижевск — Балезино. «Смычка была большим праздником, — вспоминал М. Н. Ветошкин, житель пос. Лынга, — развели костры, выступали с речами, пили пиво, пели, плясали». Дорога была сдана во временную эксплуатацию 1 октября 1943 г. Строители магистрали 6 октября 1943 г. приняли и подписали специальное письмо по поводу знаменательного события. Тогда же оно было направлено республиканскими руководителями Наркому путей сообщения СССР. Исторический документ, под которым поставили подписи 1 500 участников грандиозной стройки, заслуживает того, чтобы привести хотя бы его небольшую часть: «…За время строительства этой линии… силами колхозников нашей республики произведено свыше 3 млн. м3 земляных работ, прорублена трасса протяжением 80 км, заготовлено и вывезено лесоматериала более 10 тыс. м3, забито 4 000 свай, построено 116 мостов, на всем протяжении дороги готова связь». С 1 марта (по другим сведениям — в апреле) 1945 г. дорога Ижевск — Балезино была принята в постоянную эксплуатацию и сдана для регулярного пассажирского движения.

Ввод в действие новой магистрали, составной части Волжской рокады, Ижевск — Балезино стал историческим событием. Дорога имела большое значение для экономического развития Удмуртии. Она заняла важное место в системе регионального железнодорожного транспорта Урала и способствовала укреплению межтерриториальных производственных связей с Сибирью, Поволжьем и Центром. В результате строительства дороги появились благоприятные возможности для индустриального освоения прилегающих к ней территорий, проведения поиска, выявления и ввода в хозяйственный оборот новых природных топливно-сырьевых и энергетических ресурсов. Как средство коммуникации новая дорога имела исключительное значение для населения, связав северо-западные и северо-восточные районы со столицей республики.

Каждый день по этой дороге, построенной в тяжелых условиях, идут десятки поездов, сотни составов. Железная дорога живет, и мы будем помнить, чьими руками она построена. Чем дальше уходят от нас эти события, тем глубже мы осознаем, насколько трудным был путь к Победе, какой значительный вклад внесли в приближение победного майского дня 1945 года и фронт, и тыл.

 

В целях увековечивания трудового подвига строителей стратегически важной железнодорожной линии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в селе Кекоран Якшур-Бодьинского района 10 сентября 1997 года был открыт Памятник участникам строительства железной дороги Ижевск-Балезино.

 

Невелика Удмуртия, но неизмерим её вклад в дело Победы… Каждый шаг к Победе достигался усилием мысли и воли, неимоверным физическим и психологическим напряжением, мужеством духа каждого советского человека, от малых детей, подростков, кончая седыми стариками.

Остаются актуальны строки Н.А. Некрасова:

 

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную

— Вынесет все, что господь ни пошлет!

 

Память о строителях железных дорог останется навеки. Поэт Олег Поскрёбышев посвятил этой теме своё стихотворение:

Стою на откосе пологом
и вижу – сквозь время – в прищур,
как строилась эта дорога
с названием Ижевск – Пибаньшур. <…>

 

Стою я – и жизни уроки
В груди словно эхо в бору:
Непросто даются дороги
К победам, к удачам, к добру.

 

 

 

Список использованной литературы:

Дорога мужества. Ижевск-Балезино /под ред. А.А. Лапшина, Ижевск: ООО «Удмуртский издательский Дом», 2012.- 47 с.: ил.
Железнодорожная линия N 38 [Текст]: [из истории строительства железной дороги Ижевск-Балезино] / М. А. Микрюкова // Ветераны Удмуртии. — Ижевск, 2004. — Вып. 7. — С. 73-75
Конюхова Т.Ф. Огненные детство и юность: очерк / Т.Ф. Конюхова.- Ижевск: Удмуртия, 2007.- 32 с.: ил.
Куликов К.И. Грани победы / К.И. Куликов.- Ижевск, 2005
Память детства: сборник / Президиум районного Совета ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов.- Шаркан, 2015.- 92 с.
Родионов Н.А. Удмуртская Республика: путь к победе 1945 года: монография /Н.А. Родионов.- Ижевск, 2015.- С. 72-76
Шибанов Ю. Дорога народной памяти // Ветераны Удмуртии (вып. 3) /Удм. республ. Совет ветеранов войны и труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов.- Ижевск, 1998.- С. 58-63
Горемыкина Э. «Девчата, война кончилась…» // Вестник.- 1994.- 8 дек.- С.2
Григорьева Н. Спасибо жизнь.- (Дети войны) // Вестник.- 2015.- 24 марта.- С.3
Ложкина В. За горбушку хлеба из лебеды.- (Труженики тыла) // Вестник.- 2010.- 27 апр.- С. 3
Ложкина В. О маме.- (Труженики тыла) // Вестник.- 2010.- 27 апр.- С. 3
Максимова Н. Вновь вернулись в юность… / Н. Максимова // Вестник.- 1997.- 30 сент.- С.2

Интернет-ресурсы

http://russkay-literatura.ru
http://files.school-collection.edu.ru/
https://school-science.ru/1/5/28203

СТАТЬИ О СТРОИТЕЛЯХ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ИЖЕВСК-БАЛЕЗИНО ИЗ ГАЗЕТ

Информация из фонда библиотек Шарканской ЦБС

Статьи районной газеты «Вестник» 2020 год

 

Кондратьева Зоя Даниловна (1917 — 2020) с. Шаркан

 

 

Библиотекарь Зар-Вишурского филиала Широбокова Раиса Степановна

В рамках всероссийской акции «Лица Победы», районной акции «Эстафета Памяти» посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, расскажу о строителях железной дороги Ижевск — Балезино нашего поселения МО «Заречно — Вишурское».
Невольно вспоминается некрасовское: «Труд тот, ребята, был страшно громаден», когда вникаешь даже в самый малый эпизод Великой Отечественной войны, касающийся глубокого тыла, и в частности, Удмуртии. Речь идет о строительстве железной дороги Ижевск – Балезино, которая связала южную и северную железнодорожные магистрали, установила кратчайшую связь Северного Урала с Поволжьем и югом страны.
Наши жители достойно трудились на строительстве железной дороги «Ижевск – Балезино». «…Ни днем, ни ночью не прекращалась работа. В 54 — градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. Среди них жители нашего поселения деревни Заречный Вишур – 25 человек, дер. Петуньки – 19 человек, дер. Кушто – Ключ – 15 человек.
В настоящее время остались две женщины — строители железной дороги «Ижевск – Балезино», отважные и выносливые, которые трудились не покладая рук, которая так была необходима Родине…

Анна Тимофеевна Широбокова, уроженка деревни Петуньки Шарканского района.
В 1942 году отправили на строительство железной дороги Ижевск – Балезино. Работа была тяжелая, ручная. Землю копали вручную лопатами, кувалдами, клиньями. На дальние расстояния грунт возили на лошадях, на ближние – на носилках, тачках. Очень было страшно, холодно, голодно. В первое время жили в балаганах, многие ночевали у костра на еловых лапках. Хлеба давали по триста грамм в сутки, еду готовили сами, ели зеленую траву. Одежда и обувь у нас не просушивалась. Лошади погибали на ходу от голода и от тяжелой работы. Не выдержав тяжелой работы многие убегали, но милиционеры возвращали их обратно.

 

Фокина Вера Андреевна. Родилась 1929 году в деревне Кыква Якшур – Бодьинского района УАССР.
В четырнадцать лет отправили на строительство Игринской дороги. Работала на лошади, возили землю и гравий на дорогу. Ночевать приходилось на телеге из-за отсутствия ночлега. Лошадей привязывали к телеге, чтобы не убежали.
В семнадцать – восемнадцать лет отправили на строительство железной дороги Ижевск – Балезино. Мужчин взяли на фронт, и все тяжести выпали на женские плечи, на детей, стариков. Жили в балаганах. Самую трудную работу делали женщины от раннего утра до позднего вечера. Вначале ездили на лесозаготовки – рубить лес, потом делали насыпь, укладывали рельсы. Зимой работать было ещё тяжелей. Земля мерзлая, ломом не берется. Землю возили на лошадях. Одежда и обувь изнашивалась, не просушивалась. Работали по 12 часов, обмораживали руки и ноги. Все это терпели, работали.

 

Беляева Любовь Михайловна (1928 — 2020) — ветеран труда, участница трудового фронта, участница строительства железной дороги Ижевск-Балезино. Работала в колхозе «Восход». // Вестник.- 2020.- 25 дек.- С. 12

93-летняя Анна Михайловна Корепанова, из д. Бородули, участница трудового фронта, строитель железной дороги Ижевск-Балезино, многодетная мама, всю жизнь проработала в местном колхозе «Победа». // Вестник.- 2021.- 30 июля.- С. 3

 

 

Фотографии из семейного архива Петровой Г.

Петрова (Перевозчикова) Галина живёт в Кезском районе с. Чепца. Её мать, Перевозчикова Васса Ивановна, работала учительницей с. Зура, родилась в д. Бередь Шарканского района. Она собирала историю края.

 

Воронцова Марфа Трофимовна — участница стройки. Родилась 12 июля 1910 года в д. Карсашур. На стройке сломала ногу, и даже домой не отпустили, продолжала работать на стройке. Воронцова Марфа Трофимовна — тётя по бабушкиной линии Воронцова Виталия Юрьевича После войны работала в колхозе «Сеятель». (Информация С.Г. Вахрушевой, библиотекаря Карсашурской сельской библиотеки)

 

КАСАТКИНА МИНАДОРА ЯКОВЛЕВНА перейти
РАИСА ШКЛЯЕВА, дер. Н. Тылой

О строителях железной дороги Ижевск – Балезино из книги Л.С. Христолюбовой «Трактористки Удмуртии военных лет.

Шарканский район С. 284

Ардашева (Перевозчикова) Татьяна Сергеевна (7.12.1924) — родилась в д. Чужегово. Окончив 4 класса школы, несколько лет водилась с детьми старшего брата. В начале войны работала на строительстве железной дороги Ижевск-Балезино. От тяжелой работы и голода многие убегали домой. Вернулась домой и Татьяна, но её сразу отправили на лесозаготовки до осени 1942 г. Работали с подругой Татьяной, пересиливая чувство голода, стали передовиками, и им дали очень ценную в те годы премию: соль, керосин и муку. Вернувшись домой, Татьяна попросилась на курсы трактористов, и 1 Мая 1943 г. получила права. В первый рабочий день выехала на чужеговское поле, но приехал директор МТС Фомичёв и перевел её в д. Карсашур, так как в Чужегове отказались выдать муку в счет оплаты. Вспахав карсашурские поля, вернулась в родную деревню и проработала до 1947 г. Вышла замуж, с появлением ребёнка она ушла с трактора. Работала дояркой, свинаркой, на пенсию вышла в 1975 г. Татьяна Сергеевна — мать шестерых детей, «Ветеран труда», участник трудового фронта, награждена юбилейными медалями в честь 20-, 30-, 40-, 50-, 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и «Медалью материнства».

Беляева Анастасия Васильевна — трактористка военных и послевоенных лет, уроженка д. Быги. Полтора года работала на строительстве железной дороги Ижевск-Балезино, на лесоучастке на ст. Угловая, затем разнорабочей в колхозе. Отец и брат погибли на фронте, мать прожила всего 48 лет.

Нужде не было конца. Из юности помнятся хлеб из травы, который называли «олябушки», и… вши. В 1943-1948 гг. работала на колёсном и газогенераторном тракторах в Сосновской МТС. Это тогда у неё вывернулась рука, и вправить вывих до конца так и не удалось. «Век прожила не как человек», — считает она, вспоминая о пройденных годах.

Боталова (Перевозчикова) Серафима Порфирьевна (1925) — трактористка военных лет. Родилась в бедной крестьянской семье в д. Карсашур. Сима была старшей из троих детей. Сначала умер отец, а когда Симе было 13 лет, от заражения крови умерла и мать. Как все сельские дети, она рано начала работать и в своём хозяйстве, и в колхозе. Оставшись без родителей, с сестрой и братом, жили самостоятельно. Окончившая 7 классов школы девочка, с благодарностью принимала советы старших в бригаде. В начале войны работала на строительстве железной дороги Ижевск-Балезино в Кекоране, вернувшись оттуда, — в своей бригаде, где её назначили бригадиром. В 1942г. была направлена на строительство аэродрома, где, по словам Симы, было труднее, чем в Кекоране. После этого, пройдя курсы трактористов в Шарканской МТС, она пашет поля колхоза «Сеятель» (д. Гондырвай) на тракторе «СТЗ» (из-за буквы «С» трактористки называли его сталинским). Затем её посылают на курсы комбайнёров в г. Сарапул. Там она от простуды заболела фурункулёзом, и вернулась домой. Продолжала работать на тракторе в том же колхозе. Как-то, возвращаясь с подругой с запчастями из Воткинска пешком, услышали из лесу пение, удивились, кто бы это мог быть, и, остановившись, прислушались. Поняли, что воют волки. К счастью, деревня была уже близко, поспешили туда изо всех сил.

После войны, надеясь выбраться из бедности, Серафима вышла за-муж в деревню Липовка (колхоз «Красная заря») того же района за человека с достатком, но горбатого. Родители мужа приняли её как родную дочь. Стала Серафима работать птичницей. После объединения колхозов была бригадиром льноводческой бригады, потом до пенсии работала телятницей на ферме. За хорошую работу отмечена почётными грамотами, которые она бережно хранила в сундуке. В хозяйстве завели пчёл.

Вырастили с мужем троих детей, от них имеют семерых внуков и девятерых правнуков. В д. Липовка Серафима Порфирьевна — уважаемый человек.

Иванова Надежда Михайловна (16.09.1925-11.02.2003) — тракторист и комбайнёр, бригадир/помощник бригадира тракторной бригады. Уроженка д. Шляпино. Участник строительства железной дороги Ижевск-Балезино. Прошла трёхмесячные курсы в .

Сосновской МТС, директором которой был требовательный.

В течение 14 лет (1945-1959 гг.) работала на тракторе, три года — на комбайне. Упав с трактора, сломала ногу, пришлось поменять работу. С 1959 по 1964 г. была свинаркой. Получила первую группу инвалидности, 40 лет провела в инвалидной коляске, но воспитала детей и внуков. Рукодельничала: вязала, шила, даже стирала и готовила еду. Внуки ласково называли её пересь мама (бабушка). Все родные вспоминают о ней с гордостью.

Кузьмина Ангелина Дмитриевна (17.08.1926-5.10.2002) — трактористка военных лет. Родилась в многодетной семье в д. Порозово. Из воспоминаний А. Д. Кузьминой, хранящихся в музее Порозовской школы: «В 1941 г. отца взяли на войну, а вскоре получили похоронку. Мама, оставшись с четырьмя детьми, от горя рыдала, не хотела верить, что овдовела. Я поняла, что надо помогать маме, если не буду работать, будем голодать. Успела окончить только 5 классов. Пошла на курсы трактористов, набралось нас человек 20. Учил Никитин. Жили в общежитии МТС. Принесённой из дома еды на неделю не хватало, очень хотелось есть. Впереди, как оказалось, было ещё труднее. Заводить трактор не хватало сил. Часто плакали от постоянных трудностей. Хорошо, что обедами нас кормили и за работу давали зерно, благодаря чему мои братья и сестры не сильно голодали. Радовалась я, что маме помогаю.

В 1943 г. меня на тракторе сменил вернувшийся с фронта по ра-нению Аф. Чазов. Меня, 17-летнюю, назначили бригадиром в колхозе. Боялась, что не справлюсь. Недолго была бригадиром, слава Богу, вернулся ещё один раненый, Глеб Широбоков, его поставили вместо меня. А я стала конюхом. Крепких лошадей отправляли на фронт, оставшиеся были обессиленными от недостатка кормов, а однажды волк задрал лошадь. Пришлось её зарезать. Досталось мне за это. Вернулся с фронта человек, на которого была получена похоронка, и его поставили конюхом, а меня перевели в доярки. Здесь проработала много лет. Доили вручную, сами заготовляли корма, чистили помещение, носили воду. Я так думаю: дай человеку хлеба вдоволь, он любую работу выполнит.

Лёгкой жизни я не знала, не миновала меня работа и на строительстве железной дороги и Ижевского аэродрома, где совсем не давали отдыхать, видимо, нас считали железными. Да и мы ведь понимали, что всякая наша работа нужна фронту. Трудилась и на лесозаготовках, а весной — на лесосплаве, более тяжелой работы, наверное, нет. Вот так и истратила своё здоровье».

Перевозчикова Ненила Семёновна (1919) — трактористка Сосновской МТС. Родилась в д. Богданы. Окончила 3 класса Сюрсовайской школы, дальше не довелось. Отца не помнит: он вовремя голода ушёл менять одежду на еду, и не вернулся. Мама умерла с голоду. Осталась Ненила с младшим братом, воспитание которого легло на неё. До войны, по её мнению, жить в деревне было легче. Но началась война, и мужчин забрали на фронт, а женщин и молодёжь — в лес. Она работала в Селычевском лесопункте, брат остался дома один, жил, питаясь травой. Валили высокие и толстые сосны, иногда с одним деревом возились целый день. Не все выдерживали, умирали. При выполнении нормы давали по 500 г хлеба, работали с восхода солнца до заката. Весной трудились на сплаве леса. Домой отпускали через 2-3 месяца. Потом отправили её на строительство Ижевского аэродрома, где помогала цементировать посадочную площадку. Кормили заварухой из крапивы. Домой шли пешком, в деревнях просили поесть и пить. Участвовала также в строительстве железной дороги Ижевск—Балезино на станции Порвай. Давали норму, домой отпускали только при выполнении месячной нормы. Когда вернулась домой, назначили прицепщиком.

В 1944 г. к концу весенне-полевых работ она освоила управление трактором и попросилась на нём работать, но ей отказали. Сдав на права, четыре года работала на газогенераторном тракторе, работавшем на дровяном отоплении. Плашки сушили дома и к трактору таскали в мешках. Пахала в Заречном Вишуре и Пашур-Вишуре. Почти все трактористки — девушки, мужчин было мало. Ночевали в поле. Уйти с трактора заставил несчастный случай. Её напарница, девушка из Пашур-Вишура, заехала в глубокую канаву, когда Ненила после смены спала. Её позвали на помощь, она пошла и начала заводить трактор, спросонья не посмотрев, что трактор на скорости. Он поехал и задел ей левый бок, сломалась в двух местах рука, нога, челюсть была поранена так, что зубы шатались, но осталась жива. Шесть месяцев пролежала в Ижевске в больнице. Это было в 1946 г. Три года не работала, получала 12 руб. пенсии по инвалидности. Стала рядовой колхозницей, выполняла посильную работу. На 77-м году говорила, что рада жизни, ни на что не жалуется. На вопрос, жалеет ли о прошлом, заплакала и ответила: «Жалею только молодость, так она и прошла, ничего не видавши: ни еды, ни одежды. Сейчас есть и одежда, и обувь, и дом обставлен, но в старости надо только, чтобы было тепло, чисто, удобно, легко». Живёт она в д. Сюрсовай с сыном, совхоз выделил им квартиру в новом доме.

Петрова Серафима Тимофеевна (прозвище Прохор Сима) (3.07.1924) — трактористка Сосновской МТС в послевоенные годы. Родилась в д. Бызиново. В 1941 г. окончила 7 классов Сосновской школы. Было желание продолжить образование, но с 8-го класса обучение было платным (150 руб.), а денег не было. Пришлось идти на работу в колхоз.

Участвовала в строительстве железной дороги Ижевск-Балезино, три года трудилась в Шарканской «Артели», потом — учётчицей в родной деревне. После двух лет работы в этой должности её направили на годичные курсы трактористов, по окончании которых 8 лет (1946-1954 гг.) работала на колёсном тракторе. Обрабатывала поля деревень Пашур-Вишур, Вукогурт, Мувыр, Табанёво, Липовка. С переводом МТС в Шаркан Серафима Тимофеевна перешла в колхоз и работала в животноводстве: овцеводом, телятницей, дояркой, в конце трудовой деятельности — разнорабочей.

Чазова Раиса Васильевна (1925) родилась в д. Байсар, но вскоре семья переехала в д. Альчи. Детство было безрадостным: строгие родители с 6 лет начали приучать к труду, посылали полоть колхозные поля. Она была подвижной, но очень стеснительной, старалась не отставать от старших. На работе устанавливали норму, старались её выполнять, «но благодарностей, тёплых слов не слышали, как будто так и положено детям работать наравне со взрослыми. Времени на игры у нас не было», — говорила она, вспоминая детские годы. Довелось ей работать и на строительстве железной дороги Ижевск-Балезино на участке Кекорана. А как тяжело было мешки перетаскивать: возила зерно в Кыкву, а также Галёво, откуда привозили топливо для тракторов. Обессиленные от бескормицы лошади не тянули воз, приходилось подталкивать. Она очень жалела лошадей и возмущалась, видя, как мужики били их, когда те не могли идти.

Учиться на тракториста её послал отец. После курсов сначала работала прицепщиком, далее села за руль трактора. Позже научилась работать и на комбайне. Свою дочь Тамару видела только спящей по ночам, когда приходила, чтобы быстро сделать домашние дела и снова — на работу. Недоедание сказалось на здоровье: она не могла родить здоровых детей, они рождались недоношенными и умирали через месяц. Раиса Васильевна рано овдовела: муж утонул. Сама она, заболев раком, повесилась, чтобы не мучить дочь.