Герой из Сосновки
Продолжаем публикацию статей из районной газеты «Путь Ленина» о ветеранах Великой Отечественной войны. Герой очередной статьи — Иван Константинович Зеленин:
«С жизнью Ивана Константиновича Зеленина — Героя Социалистического Труда — мне пришлось познакомиться подробнее, когда я писала курсовую работу, учась в педучилище. В основу ее и легла жизнь Ивана Константиновича, с которой мне хочется познакомить тех, для кого она могла бы послужить примером.
Родился Иван Константинович в деревне Бызиново нашего района в многодетной крестьянской семье. Родители были безграмотными людьми, но трудолюбивыми. С ранних лет они приучили сына к труду, работать честно. Вместе с родителями пахал, боронил, косил, жал. Многие не раз восхищались его быстрой работой.
После окончания начальной школы отец ему сказал: «Сынок, если хочешь учиться, учись, но помогать тебе не смогу, детей еще помимо тебя восемь человек». Без помощи родителей за счет одной стипендии он окончил педтехникум.
— Были очень трудные годы, — говорит Иван Константинович, — учиться было тяжело, но мы старались не падать духом.
После окончания Ижевского педагогического техникума Иван Константинович работал в течение пяти лет учителем начальных классов в школах Якшур-Бодьинского района. Это были годы коллективизации, и все сельские учителя вели очень большую общественную работу среди населения. Днем учили детей, а вечерами — взрослых. Шла работа по ликвидации неграмотности. Много вечеров и ночей просиживали на общих бедняцких собраниях крестьян над решением вопросов по распространению займов, по лесозаготовкам и по другим мероприятиям, проводимым по указанию партии и правительства. Особенно много пришлось работать по коллективизации сельского хозяйства и борьбе с кулачеством. Иван Константинович как секретарь комсомольской организации вел большую работу и с молодежью.
Затем учеба в Пермском университете. В 1938 году окончил с отличием биологический факультет. В 1938-1940 годы работал ассистентом на кафедре ботаники в Удмуртском государственном пединституте. Кроме основной работы, все свободное время посвятил сбору растений в окрестностях Ижевска.
— Институт организовался не так давно, — рассказывает Иван Константинович, — в кабинетах было пусто. И очень много труда пришлось потратить, чтобы оборудовать кабинеты живым заспиртованным гербарием. Однако, по семейным обстоятельствам пришлось снова ехать работать в сельскую местность. Работал учителем биологии и химии и одновременно завучем в Факельской школе Игринского района.
Здесь он организовал юннатский кружок. С ребятами проводил интересную опытническую работу: скрещивали томаты с картофелем, дыни с огурцами. Посадили яблони. Хорошо озеленили школу. Но война помешала довести до конца эту интересную работу.
— Почти всех мужчин учителей взяли на фронт, а я, будучи завучем, исполнял обязанности одновременно директора школы, завхоза и делопроизводителя, — вспоминает Иван Константинович. — Было очень трудно: не было дров, транспорта, в школе было холодно, но не унывали, жили и учились, а главное — верили в победу.
В марте 1942 года Ивана Константиновича взяли на фронт. Воевал командиром минометного взвода в звании гвардии лейтенанта. Дважды ранен. Награжден за участие в Отечественной войне орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу». После демобилизации из армии в течение двух лет работал учителем в г. Красноармейске Саратовской области и там сразу же организовал юннатский кружок.
— Школа находилось в степи за городом. Вокруг не было ни одного дерева, — рассказывает Иван Константинович, — вместе с юннатами и комсомольцами посадили вокруг школы сотни деревьев. Организовали опытный участок, где проводили интересные опыты по скрещиванию растений, разводили кроликов. Работа наших юннатов освещалась в областной газете.
Осенью 1948 года Иван Константинович приехал в Сосновку и проработал здесь до 1969 года. Сначала — учителем химии и биологии, затем несколько лет — завучем школы и постоянно заведующим учебно-опытным участком. Вместе с юннатами, с коллективом учащихся и учителей по приезде в Сосновку, можно сказать на пустыре, заложили опытный участок. Много раз с юннатами осенью ходили в лес за саженцами и озеленили школу.
Ни одна его поездка в город не обходилась без приобретения семенного и посадочного материала. Создали на пришкольном участке питомник цветочно-декоративных и плодовых культур, который служил базой для озеленения школы и проведения опытных работ. Вокруг школы и на участке, можно сказать, создан дендрарий, где посажены почти все кустарники и деревья, встречающиеся в Шарканском районе. Осенью и весной в период учебы занятия по ботанике всегда проводили здесь, на опытном участке, на чистом воздухе.
В Сосновской средней школе, в числе первых в республике, был создан опытный участок. В конце сороковых годов еще не была определена система опытных работ, — вспоминает Иван Константинович. — Много пришлось читать специальной литературы, разбираться, думать и на основе местных условий создать учебно-опытный участок. Когда вышло постановление правительства об организации пришкольных участков при каждой школе, у нас уже был богатый опыт и хороший опытный участок.
В январе 1951 года Иваном Константиновичем на республиканских педагогических чтениях был прочитан доклад: «Организация и проведение опытных работ на пришкольном участке», за что он был награжден почетной грамотой и денежной премией.
В течение многих лет Сосновская средняя школа по проведению учебно-опытных работ на пришкольном участке была участницей ВДНХ и награждалась много раз грамотами ВДНХ, Министерства просвещения и станции юных натуралистов. За хорошие показатели в работе юннаты Сосновской школы премировались грамотами, ценными подарками, путевками в Артек, в Москву.
— У нас было только одно, — говорит Иван Константинович, — энтузиазм настоящий, терпение, страстная любовь, могучее желание, твердая вера в успех дела и кропотливая повседневная работа с большим вдохновением. Завели переписку со многими опытными станциями, научно-исследовательскими учреждениями, к нам потекли со всех концов страны семена и саженцы различных культур. Не было ни инвентаря, ни сарая, ни теплиц, трудно было с водой, но коллектив учащихся и учителей дружно взялся за работу и в этом было воспитание любви и уважения к сельскохозяйственному труду.
Учащиеся совместно с учителями своими силами посеяли пшеницу, вырыли котлован, зацементировали его, сделали бассейн для полива, построили сарай для хранения инвентаря. На выручку от продажи овощей с участка приобрели инвентарь, колхоз снабдил удобрением, и работа закипела. По заданию ученых изучали возделывание в наших условиях новых культур (борщевика Сосновского, гречихи Вейриха), а сейчас продолжают опыт по выращиванию томата «Солнечный». Хороший уход, отличная работа давали высокие урожаи.
— А этого, — говорит Иван Константинович, — можно добиться лишь в том случае, если руководитель от посева и до уборки постоянно следит за этой работой. И я в течение летнего отпуска не видел лучшего отдыха, как пребывание на участке.
Опыт работы на пришкольном участке Сосновской средней школы изучался по всей республике. Школу весной, летом и осенью часто посещают учителя других школ не только района, но и республики.
Партия и правительство высоко оценили труд Ивана Константиновича по воспитанию и обучению детей. Присвоили звание заслуженного учителя школы РСФСР, затем наградили орденом Ленина. А в 1968 году присвоено звание Героя Социалистического Труда. Награжден многими грамотами районных организаций, Министерства просвещения УАССР и станции натуралистов. А сейчас свою работу Иван Константинович передал молодым.
— По состоянию здоровья, — говорит он, — трудиться не могу, но, что в моих силах, стараюсь делать.
Иван Константинович сейчас на заслуженном отдыхе, живет в городе, но всей душой и сердцем привязан к Сосновке, где протекала его нелегкая юность и творческая работа.
Недавно у нас в школе проходил семинар директоров школ, где был дорогим гостем и Иван Константинович Зеленин. Вы бы видели, с каким вдохновением он отвечал на все интересующие вопросы присутствующих. По-прежнему он выглядел жизнерадостным, хотя годы и здоровье дают о себе знать. Зайдя в цветник, он весь преобразился. Мне показалось, что у него проступили слезы на глазах. Он долго ничего не мог сказать, а когда заговорил, то нельзя было его не слушать — такой была его речь.
Вот какой он, наш герой из Сосновки, Зеленин Иван Константинович. Здесь его все по-прежнему любят и ждут в гости за семейный стол».
МОСКВИНА Л. Герой из Сосновки // Путь Ленина. — 1974. — 26 ноября. — С. 2