Книжные выставки районной библиотеки 2021 год
Выставки отдела обслуживания районной библиотеки 2021 года
«Если не знал о войне – узнай! Если забыл о войне – вспомни! Если не читал о войне – прочти!»
22 июня – День памяти и скорби. К этой трагической дате в отделе обслуживания Шарканской районной библиотеки оформлена книжная выставка «Если не знал о войне – узнай! Если забыл о войне – вспомни! Если не читал о войне – прочти!». На ней представлена документальная и художественная литература. О вкладе в Победу жителей Удмуртии написано в книгах Н.С. Кузнецова «Спасители Отечества», Н.А. Родионова «Удмуртская Республика. Путь к Победе 1945 года». О ветеранах Великой Отечественной войны Шарканского района рассказано в сборниках «Мы вернулись с Победой!» и «Они вернулись с Победой!». В документальной книге «Самый памятный день войны. Письма-исповеди» опубликованы письма-воспоминания, присланные читателями в газету «Комсомольская правда» в 1961 и 1965 годах.
Правдиво о событиях той эпохи, о людях и их судьбах писали в своих произведениях Виктор Курочкин, Константин Воробьёв, Валентин Распутин, Михаил Шолохов, Даниил Гранин, Борис Васильев, Юрий Бондарев, Борис Горбатов, Вячеслав Кондратьев, Эммануил Казакевич.
Пронзительная искренность, трагизм и исповедальность прозы этих авторов потрясают не одно поколение читателей.
Н.А. Боталова, главный библиограф МБУК Шарканская районная библиотека
Дорогие читатели, в июне, в нашей библиотеке оформлена викторина-выставка
«Разгадать бы эти даты…»
На выставке представлены книги по юбилейным историческим датам 2021 года, документальная и художественная литература.
Предлагаем вам их назвать.
1-18 марта 1921 года — 100 лет — … Вооружённое выступление гарнизона крепости Кронштадт «Кронштадтское восстание» (1921)
3 марта 1861 года — 160 лет — … Отмена крепостного права в России (1861)
7 марта 321 год — 1700 лет — … Объявление воскресенья нерабочим днём (Самый древний указ) (321 г.)
6 апреля 1896 года — 125 лет — … Открытие первых олимпийских игр нового времени (1896)
28 марта 1776 года — 245 лет — … Основан Большой театр (1776)
12 апреля 1961 года — 60 лет — … Первый полёт человека в космос (1961)
26 апреля 1986 года — 35 лет — … Авария на Чернобыльской АЭС (1986)
16 мая 1896 года — 125 лет — … Первый киносеанс в России (1896)
18 мая 1856 года — 165 лет — … Основание Третьяковской галереи (1856)
22 июня 1941 года — 80 лет — … Начало Великой Отечественной войны (1941)
Июнь 1941 года — 80 лет — … Создание боевой машины реактивной артиллерии «Катюша» (1941)
19 — 22 августа 1991 года — 30 лет — … Путч в СССР (1991)
22 августа 1991 года — 30 лет — … Трёхцветный бело-сине-красный флаг провозглашён государственным флагом России (1991)
30 октября 1696 года — 325 лет — … Основание российского флота (1696)
31 октября 1811 года — 210 лет — … Открытие Лицея в Царском селе (1811)
3 ноября 1906 года — 115 лет — … Начало столыпинских реформ (1906)
7 ноября 1941 года — 80 лет — … Парад на Красной площади в Москве (1941). День воинской славы.
5 декабря 1941 года — 80 лет — … Битва под Москвой: советские войска перешли в контрнаступление (1941). День воинской славы.
8 декабря 1991 года — 30 лет — … Беловежское соглашение о прекращении существования СССР и создания Содружества независимых государств СНГ) (1991)
10 декабря 1901 года — 120 лет — … Первое присуждение Нобелевской премии (1901).
22 мая — 165 лет со дня основания сокровищницы отечественного искусства — Третьяковской галереи.
Новинки мая
24 мая — День славянской письменности и культуры
«Живое слово мудрости»
«Растения, которые лечат»
Лечение целебными травами сопровождало человечество с его колыбели. Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за помощью. Эта аптека не похожа на обычную. Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но здесь нет этикеток. И ядовитые растения могут выглядеть привлекательно. Возможно, первые люди руководствовались в выборе лекарств инстинктом, как это делают сейчас больные животные, но чаще всего они шли эмпирическим путем — путем риска и ошибок.
Художники родного края
Выставка посвящена художникам-юбилярам 2021 года
Гарипов Менсадык Гарипович — график, художник книги, живописец, педагог. Заслуженный художник России (1991), народный художник Удмуртской Республики (1996), лауреат Государственной премии Удмуртии (1988) за художественное оформление книги «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа».
Менсадык Гарипович родился 16 февраля 1946 года в д. Бальзюга Татышлинского района Башкирии. Учился на художественно-графическом факультете УГПИ (1962-1967, Р. К. Тагиров, П. С. Семёнов; ныне Институт искусств и дизайна УдГУ), заочно на факультете технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института (1976, профессора А. Д. Гончаров и Е. Д. Адамов). После армии (1967-1968) работал художником в пионерской газете «Дась лу!» («Будь готов!»).
Один из интереснейших художников Удмуртии — живописец и график Ильяс Нуретдинович Нурмухаметов (1926—2000) внес свой весомый вклад в изобразительную культуру Удмуртии, запечатлев память об исторических событиях и именах, отразив этническую «изюминку» сказочных персонажей. Он был первым главным художником Ижевской студии телевидения, созданной в ноябре 1956 года. Читатели Удмуртии в разное время и по-разному также могли соприкасаться с творчеством художника, представленным в таких изданиях, как удмуртская, русская и татарская детская литература, удмуртский исторический роман, научно-популярные книги, альбомы по искусству и др. И хотя отдельного издания об Ильясе Нурмухаметове еще нет, но то, что хранится на библиотечных полках, достойно его памяти — памяти художника большого творческого диапазона.
Нурмухаметов Ильяс Нуретдинович (1926-2000)
Заслуженный деятель УАССР, лауреат Государственной премии УАССР.
Родился 2 ноября 1926 г. в д.Биктово Агрызского района Татарской АССР. В 1927г. семья переехала в Ижевск. После окончания школы в 1942г. начал работать на Металлургическом заводе в качестве завальщика, а затем слесаря, маляра. В 1946-1947гг. работал художником- рекламистом в кинотеатре «Спартак». В 1947-52гг. учился в Казанском художественном училище. Вернувшись в Ижевск, начал работать в Удмуртском книжном издательстве, одновременно руководил изокружком при Дворце культуры машиностроителей. В 1956-71гг. работал на Ижевской студии телевидения художником-постановщиком, затем главным художником. В эти же годы им создано большое количество серьезных живописных и графических произведений. С 1971г. И.Н. Нурмухаметов работал художником-монументалистом художественно-производственных мастерских Удмуртского отделения Художественного фонда РСФСР. В течение всей жизни художник тесно сотрудничал с Удмуртским книжным издательством. Им оформлено более 100 книг. Был награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовую доблесть». В 1966г. И.Н. Нурмухаметову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств УАССР», в 1976г. он стал лауреатом Государственной премии УАССР. Умер 3 апреля 2000г. в Ижевске.
Михайлов Вячеслав Ильич
Живописец, доцент кафедры живописи Института искусств и дизайна Удмуртского университета, член союза художников России, заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики. Работы художника выставляются на международных и отечественных выставках изобразительного искусства. Оформитель и автор иллюстраций к книгам писателей Удмуртии.
Михайлов Вячеслав Ильич был рожден в 1951 г. Родился художник в Алнашском районе. Детство, проведенное в деревне Писеево, на берегу реки Чаж — было тесно связано с живой природой. Будущий художник учился в школе – восьмилетке. Природа и ее переменчивость производила неизгладимое впечатление на мальчика – пробуждение всего живого весной, тихая и равномерная поступь зимы, яркие летние краски и затухающие осенние переливы. Глубокая связь с природой — лейтмотив всего творчества художника, его вдохновение. Деревенский мир мальчик любил всем сердцем и впитывал всю его первозданность в деталях для своих будущих картин. Жизнь в деревне закаляла его и учила во всем полагаться на свои силы, быть упорным в достижении своих целей и терпеливым к любым обстоятельствам.
Мальчик рос без отца, и мать старалась вложить в сына самые лучшие качества. Мать приучила его к трепетному отношению и уважению крестьянских традиций, особенностям уклада жизни удмуртов и их обычаев. Самобытность фольклора и характерные образы земляков запечатлелись в тонкой душе мальчика с особой точностью и глубокой любовью. С возрастом этот деревенский «привкус» мироощущения художник не потерял, а талантливо его воспевал в своих работах.
Именно мама поддерживала и развивала в мальчике увлечение изобразительным искусством. Художник восхищается и благодарит ее за веру в его талант. Ведь жизнь была нелегкой, но мать помогла ребенка получить профессиональное образование. Работа «Памяти матери. Трудное лето» была написана в 1987 году. Она посвящена матери художника, память о которой он хранит с тревогой и благодарностью.
По окончании школы Вячеслав Ильич поступает в Дебесское педагогическое училище. Это было началом его творческой жизни. Огромное влияние на этом этапе на юношу произвел Яков Иванович Иванов (учитель художественных дисциплин). Именно он воспитывал и развивал любовь к прекрасному в своих учениках. Сегодня, будучи преподавателем и состоявшимся художником, Вячеслав Ильич отзывается о первом учителе с уважением и признательностью.
Училище было окончено, и в двадцать лет молодой художник потупил в Университет (Удмуртский государственный) на художественно-графический факультет.
В стенах Университета Вячеслав Михайлов нашел свою самобытную и индивидуальную форму, которая выражает его видение мира. Работы этого времени имели характерные решения в части композиции и цвета. Внутренняя жизнь художника отражалась в его творчестве – он наблюдал за окружающими, познавал мир вокруг себя.
В конце 70-х годов прошлого века в изобразительном искусстве Советского Союза главенствовал социалистический реализм. Многие художники того времени работали в этом стиле. Начинающие мастера старались соответствовать основным его идеям. Но Вячеслав Михайлов опирался на собственные ориентиры в искусстве и состоялся как самобытный, независимый художник.
Середина 80-х стала периодом возрождения национальных традиций в культуре. Творчество удмуртских художников затронул этот процесс, и мастера живописи начали искать новые формы национального колорита.
Вячеслав Михайлов заявил о себе, как о думающем, талантливом мастере, трудолюбивом и упорном с собственным видением мира. Художник искал свои образы в народе, его сюжеты наполнены гражданственности, характеристики персонажей впечатляют правдивостью, а решения художественной формы – пластичностью. Картины Вячеслава Михайлова говорят о том, что художник находится в самой гуще социальной жизни простых людей, что ему близок их труд и характер. Профессиональная живопись и техника соседствует в его работах с деревенской наивностью. Это делает картины художника поэтичными и атмосферными. Полотнам свойственна образность, которая присуща фольклору и традиционные для народного искусства упрощенные формы.
15 мая — Международный день семьи
Жынгырты, удмурт кырӟан
К 90-летию Петра Поздеева, удмуртского поэта, прозаика, фольклориста и литературоведа, в отделе обслуживания Шарканской районной библиотеки оформлена книжная выставка «Жынгырты, удмурт кырӟан» («Звени, удмуртская песня»).
Пётр Кириллович Поздеев родился 10 апреля 1931 года в д. Гереево Игринского района Удмуртской АССР в семье крестьянина.
Учился в Гереевской начальной, Среднешадбеговской семилетней, Игринской средней школах. Высшее образование получил на факультете языка и литературы Удмуртского пединститута, здесь же в 1964 г. окончил заочную аспирантуру по фольклористике (без защиты диссертации).
Самостоятельную трудовую деятельность начал в 1954 г. в родном районе инспектором роно и учителем удмуртского языка и литературы в школе (по совместительству). С 1955 по 1956 гг. работал в редакции районной газеты ответственным секретарём. В декабре 1956 г. прошёл по конкурсу на вакантную должность младшего научного сотрудника в секторе литературы и фольклора Удмуртского НИИ. В 1963 – 1977 гг. – заведующий сектором. С середины 1977 г. возглавлял отдел поэзии и критики в редакции журнала «Молот». С 1984 по 1986 гг. – заведующий отделом художественной и детской литературы издательства «Удмуртия». До выхода на пенсию в 2001 г. – редактор отдела в журнале «Кенеш». Член Союза писателей СССР с 1980 г.
Первое стихотворение о завершении строительства межколхозной гидроэлектростанции на реке Лозе опубликовал в газете «С
оветской Удмуртия» в 1950 г. Автор шести поэтических сборников, включающих стихотворения, баллады, лирико-философские миниатюры и поэмы. Как отмечал венгерский литературовед П. Домокош (1975), поэзия П. Поздеева по стилю и образно-поэтической структуре имеет много общего с удмуртским фольклором.
Первая книга стихов «Зоринча» («Утренняя звезда») вышла в 1965 г. Сборник избранных стихов издан под названием «Ньылдон шур йылысь» («С сорока речных истоков», 1990). Иллюстрированная книжка стихов «Пичи пойшурась» («Маленький охотник», 1980). Рассказы, очерки, мемуарные заметки и эссе вышли в свет в виде отдельных книг на удмуртском и русском языках «Утьыны сӥзем кырӟан» («Заповеданная песня», 1988, 2001)
Будучи научным сотрудником и зав. сектором Удмуртского НИИ, П. Поздеев большое внимание уделял изучению родного фольклора и литературы. Высокое признание и широкое практическое применение нашли антология удмуртских песен с нотами «Жингырты, удмурт кырӟан!» («Звени, удмуртская песня!», 1960), отмеченная после повторного издания в 1987 г. Госпремией Удмуртской АССР; учебник по истории удмуртской литературы для старших классов средней школы (с 1975 г. издавался четырежды); учебное пособие по удмуртскому музыкальному фольклору для младших и средних музыкальных учебных заведений («Сокровище народное», 1987). Учебник по литературе написан в соавторстве с А. Ермолаевым, пособие по музыкальному фольклору – в соавторстве с А. Голубковой. Принципиально важное значение имеет открытие П. Поздеевым авторского происхождения колыбельной песни «Чагыр, чагыр дыдыке» («Сизый, сизый голубок»), впервые опубликованной в 1889 г. и в течение всего предыдущего столетия считавшейся произведением фольклорного происхождения.
Как зав. сектором Удмуртского НИИ П. Поздеев состоял членом Комитета советского финно-угроведения при Президиуме АН СССР и был делегатом Международных конгрессов финно-угроведов в Таллинне (1970) и в Будапеште (1975). В союзе писателей Удмуртии избирался членом правления. В настоящее время – член редколлегий литературных журналов «Кенеш» и «Луч».
П. Поздеев награждён орденом Почёта (1998), четырьмя медалями (1970, 1985, 1995, 2002) и двумя Почётными грамотами Президиума Верховного Совета Удмуртской АССР. С 1990г. – «Заслуженный работник РФ». Его имя в 1998 г. присвоено Кабачиргутской сельской библиотеке и внесено в энциклопедические научно-справочные издания последнего десятилетия.
Произведения П. Поздеева известны на белорусском, татарском, коми, венгерском и других языках. Около десяти песен, созданных композиторами Удмуртии на основе его стихотворений, внесены в музыкальный фонд ГТРК «Удмуртия».
Источник: Уваров А.Н. Пётр Поздеев //Писатели и литературоведы Удмуртии: биобиблиографический справочник / сост. А.Н. Уваров.- Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2006.- С. 95
Выставка-хобби «Женских рук прекрасные творения»
В отделе обслуживания районной библиотеки оформлена необычная выставка-хобби «Женских рук прекрасные творения».
Вязание крючком – один из самых старинных видов рукоделия. Превратившись из ремесла в невероятно модное хобби, вязание стало любимым увлечением женщин во всем мире!
Игрушки, представленные на выставке, выполнены крючком. Автор этих замечательных кукол – Светлана Михайловна Гуменникова.
Светлана Михайловна находится на заслуженном отдыхе. Родилась и выросла в д. Якшур. В 1980 году приехала в Шаркан. Вязание с детства является её любимым занятием. Увлечение и мастерство помогло в жизни. Многие годы вязала шарфы, варежки, носки и шапки себе и детям. Интересные модели находила в журналах «Верена», «Золушка», «Валентина» и др.
А с недавнего времени решила себя попробовать в вязании игрушек. То, что из этого получилось – здорово! Каждая игрушка выполнена с душой, от выставки не оторваться, хочется разглядеть каждого персонажа.
Вязаные игрушки дома не задерживаются – Светлана Михайловна их дарит своим внукам, родственникам, друзьям.
Глядя на эти очаровательные вязаные создания, невольно вспоминаются любимые детские игрушки и те эмоции и чувства, что они дарили нам в детстве.
Полюбоваться этим вязаным чудом можно в читальном зале районной библиотеки.
Л. В. Вьюжанина библиотекарь отдела обслуживания районной библиотеки
Выставка «Исчезнувшие деревни»
28 февраля — 95 лет со дня выхода (1926) первого номера общественно-политического и литературно-художественного журнала «Кенеш»
15 февраля — День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
Выставка по профориентации «Где учиться, чтобы завтра пригодиться?»
Книжная выставка «Это не должно повториться»
27 января отмечаются два исторических события – полное снятие блокады Ленинграда и Международный день памяти жертв Холокоста.
Патриарх финно-угорского литературоведения
15 января исполнилось 85 лет со дня рождения Петера Домокоша (1936–2014) — основателя финно-угорского литературоведения, вен
герского ученого.
В отделе обслуживания районной библиотеки представлена книжная выставка «Патриарх финно-угорского литературоведения».
Венгерский ученый Аладар Бан в «Истории всеобщей литературы» писал, что из финно-угорских народов литературы имеют только венгерский, финский и эстонский народы. Финно-угроведы не заметили зарождения в конце 18 начала 19 веков художественной литературы у мари, удмуртов и коми.
Тема работы «Литература малых уральских народов» была неподъемной для студента П. Домокоша. Тогда был избран оптимальный выход: изучить досконально литературу одного из народов, но не изолированно, а в её взаимосвязях с богатейшим фольклором и с великой русской литературой. Пётр Домокош выбрал удмуртскую литературу.
Его кандидатская диссертация «История удмуртской литературы» была написала, успешно защищена и издана на венгерском языке в 1975 году.
Капитальное исследование венгерского ученого было новым словом для удмуртской филологии. Высоко оценивали творчество П. Домокоша Григорий Верещагин, Кузебай Герд, Ашальчи Оки.
Первейшая и важнейшая заслуга его исследования по истории удмуртской литературы, это его смелая и правдивая оценка литературных процессов первой половины 20 века, когда словесное творчество удмуртов в лице Кузебая Герда и его сподвижников достигло высокой вершины, но затем было утеряно.
Он автор более 30 книг и 350 научных статей, почетный профессор Удмуртского госуниверситета, почетный доктор Санкт-Петербургского госуниверситета. В 1989 г. стал одним из инициаторов создания Международного общества финно-угорских писателей, был председателем этой организации, членом Международного комитета финно-угорских конгрессов.
П. Домокошем впервые был выпущен сборник удмуртских сказок. На русском языке его труд «История удмуртской литературы» издан лишь в 1993 году.
Его коллега Ласло Клим справедливо написал о нём: «В наши дни деятельность ни одного другого ученого не играла такую большую роль в жизни малых финно-угорских народов… Молодым исследователям есть с кого брать пример, есть у кого учиться в своём научном росте».
На выставке представлены издания: П. Домокоша «История удмуртской литературы», статьи удмуртских ученых: В.М Ванюшева «Творческое наследие Г.Е. Верещагина в контексте национальных литератур Урало-Поволжья», А.Шкляева «Времена литературы — времена жизни», посвященные исследовательской деятельности венгерского литературоведа.
Сост. И.Р. Максимова, библиотекарь отдела обслуживания районной библиотеки.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/peter-domokosh-issledovatel-literatury-finno-ugorskih-narodov/viewer