Листая страницы старой тетради
Листая страницы старой тетради
При переезде библиотеки обнаружена старая тетрадь по истории села Шаркан.
«Это было около двухсот лет тому назад. Недалеко от деревни Галечево, около местечка Ӝутытвыр и Дардавыр, была расположена небольшая деревенька Ломлэзь, окружённая густыми лесами. От этой деревни теперь остались лишь рослые тополя, черепки глиняной посуды и слабый ручеёк. Деревня переселилась на другое место, как раз выше шумного ключа, туда, где теперь находится улица Советская (раньше называлась Сосновской). Шаркану дали первоначальное название Шалкан. Как рассказывают до переселения удмуртов из Ломлэзя на расчищенном месте один татарин посеял репу. Репа уродилась очень хорошая (а по-татарски репу называют «шалкан»). Очевидно – это слово, как символ хорошего урожая и было присвоено вновь образовавшемуся пункту.
Шло время, село росло. Образовалась улица Балаш (улица Ленина), появились улицы Чаг-чум (ныне ул. Крестьянская), Нюрвыл (ныне Пролетарская) и Поповская (ныне ул. Коммунальная).
В первую очередь на возвышенном месте новой улицы построили в 1840 году деревянную церковь, а в 90-е годы 19 века на месте деревянной церкви была построена новая каменная церковь. От этой церкви были расположены дома попов, монашек и т.д. Долгое время на Поповской улице не было жилых домов, простого населения. Только впоследствии по разрешению волостного начальника были построены жилые дома простого населения.
До Великой Октябрьской социалистической революции (1917 года) в с. Шаркан были открыты две начальные земские школы и двухклассное училище. В 1890 году была организована мужская начальная школа с четырехгодичным сроком обучения. Она помещалась в здании, где в настоящее время находится начальная школа по улице Ленина (её тоже сейчас нет).
В 1902 году была открыта 2-х комплектная женская начальная школа, тоже с четырёхгодичным сроком обучения, помещалась она в здании современной начальной школы по Коммунальной улице. Обучение в этих школах велось лишь на русском языке, преподавание на родном (удмуртском) языке запрещалось и преследовалось местными властями. Основным предметом преподавания был закон божий, преподавали местные попы, дисциплина была палочная.
Со II класса вводилось церковно-славянское чтение, ученики читали книги, написанные церковно-славянскими буквами. В III и IV классах читали Евангелие (книгу о жизни святых) с переводом на русский язык. Кроме закона божьего преподавали арифметику, грамматику, чистописание и объяснительное чтение. После окончания начальной школы ученики, желающие продолжить своё образование, могли поступить учиться в 2-х классное училище, которое было организовано в 1901 – 1902 учебном году и помещалось в здании, которое стояло на месте нынешнего лесхоза. Двухклассное училище приравнивалось семилетке.
В 1919 году бывшие земские мужская и женская начальные школы были объединены в одну начальную школу первой ступени. В 1926 году вновь была организована начальная школа в здании начальной школы по ул. Ленина.
[По воспоминаниям Маркова, заслуженного учителя РСФСР]
Однажды владелец чугунно-литейного завода Родыгин послал в какой-то монастырь, как пожертвование деньги, а ему в знак благодарности прислали иконку на шёлковой материи под названием «Божия матерь – скороуслышница». Получив иконку, владелец завода у себя на дому организовал моления, приглашая попов из Шарканской церкви. Шла усиленная агитация, что «скороуслышница» исцеляет все болезни. Народу стекалось очень много. Родыгин наживал большие деньги. Увидев это, попы потребовали, чтоб икона была перенесена в церковь. Заводчик икону не дал, а надумал организовать женский монастырь, только для этого нужен был какой-то повод.
Повод нашёлся: у истока ключа, где сейчас находится школа-интернат, «чудом» появилась икона Божия матерь – скороуслышница. Вдобавок, мимо этого ключа несколько раз проходил один юродивый человек Семён Береговский, громко повторяя: «Здесь девицы будут жить!». А юродивому, как считали верующие, это подсказал бог.
И в 1912 году появилась ещё одна церковь для одурманивания неграмотных людей. О школах настоящей заботы не было. Из 100 удмуртов грамотными были только четыре. Всего в Шарканской волости было 24 школы: 9 церковно-приходских и 15 земских. В этих школах работало 58-60 учителей, шестеро из них были местные, остальные – приезжие, не знающие удмуртского языка. Учащихся к началу учебного года набиралось около 1000, а к концу учебного года оставалось только половина из-за плохих материальных условий. Большинство детей оставалось неграмотными даже в тех деревнях, где были школы. В канун 40-летия Удмуртской Автономии в 1960 году в нашем районе работало 49 начальных, семилетних и средних школ, где обучалось 5 тыс. 577 учащихся. Только в нашей школе обучалось 712 учащихся. В 1959 –е-60-е годы открыта школа-интернат, в ней обучалось 120 учащихся. В школах нашего района работало 83 учителя с высшим образованием, 92 учителя с незаконченным высшим образованием и 166 учителей со средним образованием. А сейчас в районе 48 начальных и средних школ: 124 учителя с высшим образованием, 82 – с незаконченным высшим, 197 – со средним. В школах района обучается более 6000 учащихся. Только в Шарканской средней школе обучается 1050 учеников.
Шарканский район был образован в 1929 году в результате слияния Шарканской и Сосновской волостей. 17 мая было организовано бюро ВКП (б) Шарканской организации. В его состав были введены т. Ижболдин, Иванов, Андреева, секретарём оргбюро ВЛКСМ был избран Шибанов Василий (сейчас он преподаёт и Ижевском сельскохозяйственном институте).
Воспоминания Георгия Матвеевича Долганова об установлении радиомачты в с. Шаркан в 1925 году. Радиомачту решили установить на Коммунальной улице около дома священника отца Василия. Мачта была сооружена из 3-х брёвен, каждое бревно было длиной 9 м., и брёвна были скреплены железными обручами. Эту мачту поднимали при помощи тали в течении 3-х дней. После того, как подняли мачту, необходимо было протянуть антенну с вершины мачты до церкви и прикрепить к церковному кресту.
Стали вызывать смельчака, который поднялся бы по железной висячей лестнице до вершины купола и закрепил конец антенны к церковному кресту. Первым отозвался комсомолец Фалалеев Сергей Иванович. Он быстро поднялся до вершины церкви и закрепи антенну. После этого мы собрались вечером слушать радио, но радио в этот вечер только пропищало, ничего интересного услышать нам не удалось.
Развитие промышленности в Шаркане
Первым промышленным предприятием в Шаркане был железодетальный завод, основанный в 1849 году, одним из братьев Сарапульских заводчиков Родыгиных. На этом заводе производили транспортный инвентарь, сельскохозяйственные орудия и мелкое литьё. Эта продукция шла местным потребителям и продавалась на ярмарках Казани и Нижнего Новгорода! Завод работал полностью на привозном сырье, доставляемом на подводах местных крестьян. Дешёвая рабочая сила – вот что влекло Родыгина основать завод в Шаркане. Труд был исключительно ручным. Нормальный рабочий день считался 10 часов, но обычно рабочие работали до 14 часов в сутки. После Октябрьской революции в 1918 году завод был национализирован и на его базе создаётся кооперативно-кустарно-промысловая артель «Металлист». Местные жители называли артель чугунно-литейным заводом. Завод не имел стандартных видов производства и в разные периоды выпускал различную продукцию, как, например, чугуны, сковородки, утюги, печные приборы, запасные части для сельхозмашин. Недвижимое имущество было передано артели «Комсомолец», созданный в 1938 году. Артель «Комсомолец» производил платки, дорожки, скатерти, полотенца.
В 1960 году на базе артели была создана ткацкая фабрика, она выпускает покрывала, платки, скатерти, получающие высокую оценку покупателя за пределами района и даже Удмуртской АССР.
После Октябрьской революции крестьянская беднота и середняки Шарканской и Сосновской волостей получили землю, но для посева не хватало семян и тягловой силы. Кулачеству это было на руку, оно злорадствовало. Беднота вновь пошла в кабалу, заимствуя у кулаков семена с условием возврата половины полученного зерна из снятого урожая. Она пользовалась тяглом на условиях отработки в горячую пору уборки хлебов сельхозмашинами и орудиями, имевшимися тогда в прокатном пункте кредитного товарищества, пользовались кулаки.
Комитет крестьянской взаимопомощи, призванный оказывать бедноте денежную и натуральную помощь, располагал весьма ограниченными возможностями. Крестьяне-активисты стали искать выход из-под кулацкой кабалы.
Коммунистическая партия приступила к реализации гениального плана кооперативного плана В.И. Ленина. Она широко распространила его среди трудящегося крестьянства, указывала пути дальнейшего развития сельского хозяйства. Беднота пришла к выводу, что полноправным хозяином земли крестьянин будет тогда, когда земля и средства производства, отделённых мелких крестьянских хозяйств, будут объединены в одно коллективное хозяйство. На местах возникали инициативные группы по организации сельхозартелей. Первая сельхозартель «Шонер» была организована в Шарканской волости в 1922 году. Председателем артели был Бронников. Колхозы стали создаваться и в других деревнях Шарканской волости. «Шонер» в 1927 году приобрёл уже первый трактор».
Широбокова Раиса Афанасьевна, библиотекарь Шарканской детской библиотеки (70-е годы 20 века)